КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ

продолжение...
 
Вернуться к началу
У.Мачнева
 

Свой вклад вносит и следующее поколение, родившееся в период первой мировой войны. Это Бенждамин Бриттен, Морис Охана ( автор знаменитого "Tiento", концерта для гитары с оркестром)

Гитара приобретает заслуженную славу "благородного" инструмента, благодаря многим виртуозам, композиторам, профессиональным музыкантам и любителям, - что в большой мере определяет путь ее дальнейшего подъема.

Новые пути развития открыло ей целое поколение композиторов. Своим творчеством они трансформируют сам стиль сочинений.

Среди них - Франсис Клейньянс, Роланд Диенс, Лео Брауэр,Тристан Мюрей (1947), и другие. Отдельно хотелось бы рассказать о творчестве некоторых из них.

 

Лео БРАУЭР (1939)… Кому из современных музыкантов, гитаристов не знакомо это имя! О нем знают даже дети, которые с удовольствием исполняют небольшие пьесы, например, "Двадцать простых этюдов": эти произведения могут стать наравне с сочиненmями Сора, Каркасси и Вилла-Лобоса, как образцы для развития техники, (не смотря на то, что сам автор назвал их "простыми", они отнюдь не просты по содержанию!), выраженные в форме прерасных художественных миниатюр.
Его призведения написаны в разных стилях - алеаторика, авангард ("Sonogramas", "Canticum", La Espiral Eterna" ).

Его уникальный, неповторимый музыкальный язык основан на афро-кубинских ритмах, украшенных классической, утонченной гармонией. "Приглашение к танцу", хотя и для соло гитары, написано под влиянием "Ballete Russe" Стравинского и поставлено на сцене театра.

Среди его сочинений - такие работы, как "La Espiral Eterna" ("Вечная спираль"), Первый концерт для гитары с оркестром и "Canticum", в первой части которого автор употребляет необычную перестройку шестой струны в Ми-бемоль (подобное явление встречается в гитарной музыке и у Ричарда Родни Беннета, в его произведении "Impomptus № 3", созданном в 1936 году)

(Употребление перестройки струн гитарного строя - часто используемый композиторами эффект. С его помощью расширяются сонористические возможности инструмента, появляются совершенно новые краски, возможно применение методов исполнения, свойственное другим струнным интсрументам. Так, этот прием, кроме уже названных Брауэра и Беннета, использует, в частности, Доменикони в своей сюите "Коюнбаба", а так же Никита Кошкин, Петр Панин и другие).

Позднейший период его творчества - почти минималистический. Сам Брауэр описывает его как развитие модульной системы. Были созданы такие произведения, как "Tres Ballades El Decameron Negro" ("Черный Декамерон", три баллады), и, впервые в этом стиле, "Im Memoriam Toru Takemitsu" ("Памяти Тору Такемицу", 1996)

Сам композитор сказал однажды в интервью:
"… Мой стиль - это тот, который я сам назвал бы "арфо-гитарным". Это - гитара-оркестр, где все элементы композиции близки оркестровым приемам, больше, чем тем приемам, что стали "клише" для гитары. Я всегда использую "гитару-арфу", звучащую, резонантную. Я стараюсь избежать "ударной" или "мелодической" гитары. Четыре простые ноты дают мне предлог для сочинения больших размеров… Мелодия во все времена была королевой музыки, но в настоящее время этого почему-то не происходит. Мой гармонический язык базируется на экстенсивном использовании спектра звука, - так же, как это делал и Равель и Дебюсси".

Профессор Музыкальной консерватории и музыкальный консультант Национального радио и телевидения Кубы, он неоднократно и с громадными успехами выступал на фестивалях в значительных музыкальных центрах Европы (Франция, Германия, Италия, Испания ).

В последнее время выступает чаще как композитор, нежели исполнитель, оставаясь при этом одной из крупнейших фигур на современной гитарной сцене.

Достаточно сказать, что в 1987 году Лео Брауэр был избран почетным членом ЮНЕСКО, - честь, которой удостаиваются только звезды мирового масштаба.

С 1992 года руководит Оркестром Кордобы в Испании. В 1998 году ему была присуждена премия имени М. Де Фальи, а в 1999 - Национальная музыкальная премия Кубы.

 

Нужно упомянуть и выдающихся латиноамериканских композиторов, внесших свой вклад в историю современной исполнительской гитары. Это - А. Гинастера, А. Карлеваро, Х. Кардоссо, А. Лауро, Ф. Миньон, Астор Пиаццолла.

Альберто ГИНАСТЕРА (1916 - 1983)- лидирующий современный латиноамериканский композитор, знаменитый тем, что активно использует в своем музыкальном языке национальные обороты, а так же уникальные приемы серийной техники и алеаторики. В синтезе стилей, он использует даже микротоны ( которые меньше чем полутон).

В качестве примечания, могу добавить, что на сегодняшний момент в среде исполнителей -гитаристов, "Соната" Гинастеры считается одним из самых сложных для исполнения произведений, и часто используется в качестве обязательного произведения на конкурсах общемирового значения (наравне с Сонатами Брауэра, Турины, Понсе).

 

Авель КАРЛЕВАРО (род. 1918 )- виртуозный исполнитель, композитор, педагог, автор новой школы в технике игры на гитаре, в основе которой лежит принцип: "максимум результата - меньшими усилиями".

Мастерство Карлеваро-гитариста получило высокую оценку в Европе, Латинской Америке и США. О его искусстве с уважением отзывались такие музыканты как Эйтор Вилла-Лобос и Андрес Сеговия.

Педагогические работы Карлеваро (в частности, School of the Guitar: Exposition of Instrumental Theory), его композиции и аранжировки опубликованы во многих странах мира. Широкой мировой известностью пользуются такие, например, его музыкальные произведения, как Preludios Americanos (для соло-гитары), Fantasia Concertante (для гитары, струнных инструментов и ударных), Concerto del Plata (для гитары и оркестра), Campo и многие другие.

Хорхе КАРДОСО (1949)- аргентинский гитарист и композитор. Выступал со многими концертами. Записал несколько собственных альбомов и опубликовал свыше 100 музыкальных сочинений (всего же на его счету более 300 произведений).

Известен в мире не только как гитарист, обладающий исключительными способностями, но и как хороший композитор и педагог. Опубликовал несколько книг, в том числе "Наука и метод гитарной техники" и "Ритмы и музыкальные формы Южной Америки".

Антонио ЛАУРО (1917-1986)- венесуэльский композитор. Внес огромный вклад в библиотеку современной классической гитарной музыки, причем не только своими собственными произведениями, но также и многими аранжировками для гитары музыки других венесуэльских композиторов.

Лауро написал и аранжировал много работ, большая часть которых все еще не опубликована. Большинство из них для гитары, но он писал музыку также для а капелла хоровых групп, оркестра и хора, фортепиано, фортепиано и голоса, органа и голоса, струнного квартета, духового квартета и других инструментальных комбинаций. Одним из основных источников его творчества был народный фольклор, инструментальные и танцевальные ритмы Венесуэлы.

Музыка Антонио Лауро вошла в концертный репертуар многих других ведущих гитаристов. Сегодня его причисляют к числу наиболее крупных композиторов ХХ века, писавших произведения для гитары.

Франсиско МИНЬОН (1897 -1986)- один из самых значительных бразильских композиторов ХХ столетия. Внес большой вклад в развитие и пропаганду национальной музыки Бразилии. Он с ранней юности проникся любовью к гитаре, отдавая ей должное как подлинно бразильскому национальному инструменту.

Миньон написал целую серию гитарных произведений, большую часть из которых посвятил К. Барбоса-Лима: Двенадцать этюдов (1970), Двенадцать бразильских вальсов (1970), и Концерт для гитары с оркестром (1977).

Астор ПИАЦЦОЛЛА (род. 1921)- аргентинский композитор. Считается одним из наиболее значительных композиторов современной популярной аргентинской музыки. Создал ряд замечательных музыкальных произведений, основанных на традиционных ритмах танго. Получив народную известность как "король танго", Астор Пьяццолла привнес в танго новые ритмы и гармонические интонации, великолепно адаптирующиеся к классической гитаре. В начале 80-х годов Пьяццолла написал для гитары пять оригинальных произведений, а чуть позже несколько еще более значительных, в том числе "Tango Suite", для гитарного дуэта Ассадов. Кроме того, некоторые из его наиболее популярных танго также транскрибированы для гитары.

Джазовые элементы дали танго Пьяццоллы новую жизнь. Его исполнение имело невероятный успех у публики и произвело фурор в кругах исполнителей, а этот стиль получил название Tango nuevo. По настоянию аргентинского гитариста Роберто Ауселла, Пьяццолла стал писать для гитары. Сегодня, его "История танго" для флейты и гитары, "Двойной концерт" для бандонеона, гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

Роланд ДИЕНС (1955) - французкий композитор и гитарист. Помимо высочайшего исполнительского мастерства обладает еще и блестящим композиторским талантом. Среди уже опубликованных им работ несколько произведений для соло гитары, по два для квартетов и октетов, концерт для гитары и струнного оркестра ("Concerto Metis"), концертино для флейты и гитарного ансамбля ("Air Ascendant Terre"), концерт для гитары и ансамбля из 21 гитары ("Concerto en Si"), а также гитарный дуэт, Cote Nord, сыгранный им вместе с Альберто Понсе в 1993 г., который великолепно исполняется дуэтом Ассад, и другие. Роланд Диенс известен также своими гитарными арранжировками. Он автор популярнейшей композиции "Небесное танго" ("Tango En Skai").

Фрэнсис КЛЕЙНЬЯНС ( род.1951), французский гитарист и прекрасный композитор. Им написано уже более 600 сочинений для гитары. Созданные Клейньянсом пьесы для гитары-соло, дуэтов и квартетов, а также музыка для кино, выдвинули его в число самых значительных современных гитарных композиторов. Роланд Диенс назвал его "одной из наиболее примечательных личностей в современном гитарном мире". Музыка Клейньянса, отмечает Диенс, исключительно хороша, а ее стиль "чертовски французский".

Композиторское признание пришло к Клейньянсу после победы на 22-м гитарном конкурсе, проводимом Радио Франсэ, где его пьеса "A l'aube du dernier jou" получила первую награду. В апреле 1984 года Клейньянс написал свой первый концерт для гитары и струнного оркестра, который впервые прозвучал на Втором международном гитарном фестивале в Ницце в исполнении Филармонического оркестра Ниццы. В 1988 и 1990 годах публике были представлены еще два его концерта.

Карло ДОМЕНИКОНИ (1947) - известный итальянский композитор и гитарист. Доменикони написано более 110 сочинений для сольных инструментов, камерных и оркестровых произведений. Ему принадлежит 13 концертов для одной или двух гитар и оркестра, множество композиций для гитары соло и для гитары в ансамблях с другими инструментами. Превосходное знание индийской, арабской и турецкой музыки - музыкальных форм, особенностей ритмических и тональных систем этих культур - послужило для Карло Доменикони одним из источников формирования и развития его собственного, индивидуального композиторского стиля.

Будучи, безусловно, европейским композитором, Карло Доменикони тем не менее очень хорошо умеет использовать наиболее выразительные музыкальные приемы и средства музыки Востока, обогащая их новыми красками и интонациями. Вероятно благодаря именно этой особенности таланта Доменикони (иногда даже говорят о "сплаве" в его стиле техники Запада и Востока) и рождается его удивительно яркая, колоритная и насыщенная музыка, уже сумевшая покорить сердца любителей гитары во всем мире. Произведения Доменикони звучат сегодня как в его собственном исполнении, так и в исполнении многих ведущих гитаристов мира.

Среди наиболее популярных сочинений следует назвать "Вариации на тему турецкой народной песни" ("Variations on a Turkish Folksong", "Коюнбаба" ("Koyunbaba") и "Синдбад" в трех циклах ("Sindbad"). Самыми известными гитарными концертами являются "Medium Sweet Guitar Concerto", и "Concerto Mediterraneo", для двух гитар и оркестра. Еще одно часто и с успехом исполняемое сочинение Доменикони - "El Trino Del Diablo", написано в 1997 году для скрипки соло и других инструментов, в том числе - двух гитар.

Чешский гитарист-виртуоз и композитор, Штефан РАК (род. 1945). Гитарные композиции Рака вызвали немало восторженных откликов и получили повсеместное одобрение гитаристов. Одно из самых впечатляющих его произведений - музыкально - графическое полотно "Хиросима" написано для симфонического оркестра, но автор переложил его для гитары. С еще одним произведением - "Чернобыль" - она образует своеобразный диптих, объединенный общей темой - атомной угрозой всему живому на земле.

Штефан Рак выпустил множество записей своей музыки на CD- дисках. Среди его сочинений - "Воспоминание о Праге" - посвещение родному городу, "Чешские сказки" - написанные по детским впечатлениям; "Вильямсиана", "Сюита", "Вариации на тему Яромира Клемпира" (они имеют второе название - "Charles Bridge Variations") - цикл великолепных по звучанию вариаций, посвященных знаменитому историческому Карлову мосту в Праге; сюита "Terra Australis", считающаяся одной из самых длинных композиций, написанных для гитары.

 

Надо упомянуть, что в связи с развитием эстрадной гитары, расширяются возможности исполнительства и сочинений для обеих видов гитар, хотя эти инструменты довольно различны между собой.

Приемы исполнительства, свойственные электрогитаре, проникают и в среду "классиков". Бывало и так, что сами виртуозы электрогитары вносили наиболее интересные приемы игры в обиход классической гитары, и этот синтез рождает множество интересных штрихов и явлений в сочинениях…

 

Так, можно сказать про прием, который эстрадные гитаристы называют tapping - удар по струнам без активного извлечения звука. Эта манера исполнения была изобретена американцем Стенли Джорданом, и нашла отклик среди исполнителей. Так, белорусский исполнитель Владимир Ткаченко - аранжировщик и гитарист концертного оркестра в г. Витебске, сказал в интервью о том, что "такой способ игры походит на сольное исполнительство на рояле".

 

А что же можно сказать о развитии гитарного искусства в нашей стране? ( Говоря "нашей стране", я имею в виду СНГ, потому что отделять музыкантов России от музыкантов Украины, Беларуси или любой другой страны бывшего СССР, было бы просто глупо, - да простят мне такую "крамолу" политики… ) Очень многое можно сказать!… История гитары, как и в Европе, не стоит на месте. Благодаря поддержке многих композиторов, известных и в нашей стране, и за рубежом, любимый инструмент продолжает завоевывать сердца слушателей.

Большой вклад в развитие гитары в России внес выдающийся русский советский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР Александр ИВАНОВ-КРАМСКОЙ (1912-1973). Автор пьес и школы для шестиструнной гитары. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов.

Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где с 1960 г. он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов. Он был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях страны. В память музыканта проводятся Московские фестивали гитарной музыки имени А.М. Иванова-Крамского.

Никита КОШКИН, композитор и гитарист (род. 1956). К классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой, как и многие в то время был очарован "Битлз". Скорее всего, именно это увлечение роком дало тот самый музыкально - штриховой язык, - приемы другого инструмента, так же называемого гитарой, но совершенно другого, - которым и знаменита его музыка, кроме интереснейшего образного языка, - за что в свое время его обозвали "авангардистом"…

 

Занятия классической гитарой оттеснили увлечение роком на второй план, и композитора полностью захватил мир новой для него гитары. Свою первую пьесу сочинил сразу как только начал ориентироваться в нотах, с тех пор, по словам самого музыканта, он уже не разделял занятия композицией и гитарой и в его понятии это всегда было взаимосвязано. В свои возможности как композитора Никита Кошкин всерьез поверил после первого исполнения его пьес, "Пассакалии" и "Токкаты", Владимиром Микулкой в Лондоне 2 июня 1978 года.

 

После этого, прочитав отзыв о дебюте, он понял, что его музыка наконец-то оценена и принята. До этого он играл свои пьесы только сам, и его отношения с достаточно консервативной отечественной гитарной публикой были первоначально сложными: большинство произведений принималось в штыки, а сам музыкант был причислен к авангардистам.

 

Впрочем сам Кошкин себя таковым не считал и говорит об этом следующим образом: " Авангардом я не занимался, я считал себя продолжателем традиций, обращенным в сторону классики, а что касается того новаторства, которое я использовал, так это было естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в своих пьесах. Открытые для меня новые красочные возможности более полно подчеркивали образную характеристику музыки, В этой связи была написана сюита "Игрушки принца", которую в последние шесть лет я несколько раз переделывал".

 

Кроме гитары Никита Кошкин пишет музыку и для других инструментов. У него есть несколько пьес для фортепиано, несколько романсов для голоса и фортепиано, а также музыка для гитары с другими инструментами: большая соната для флейты с гитарой, трио для флейты, скрипки и гитары; цикл пьес для меццо-сопрано и гитары, сочинения для дуэта и трио гитар, для дуэта гитар и контрабаса. Произведения Кошкина исполняли Джон Вильямс, гитарный дуэт братьев Ассад, Загребское и Амстердамское гитарные трио.

 

Играл он на на разных гитарах, а сейчас предпочитает инструмент мексиканского мастера Дионисио Васкеса. Это десятиструнная гитара, подаренная ему лигой мексиканских композиторов. Как объяснил в своем интервью Никита Кошкин, "они устраивали у себя нечто вроде конкурса композиторов, пишущих для гитары, где я, к своей неожиданности, завоевал главный приз - эту самую гитару. Должен сказать, что играть на ней сложнее, чем на обычной гитаре, она требует значительно больших усилий. Однако, я так увлекся ею, что сейчас не представляю себя без нее. Она обладает более богатыми возможностями".

 

Никита Кошкин имеет титул одного из самых печатаемых на сегодняшний день композиторов. Его произведения вызывают интерес у любителей гитарной музыки многих стран мира.

 

Анатолию Ольшанскому (род. 1956), в соавторстве с Владимиром Устиновым, принадлежит изобретение мирового значения в области музыкальных инструментов - гитары, получившей название ГРАН (Гитара Российская Акустическая Новая). Отличительная особенность ГРАН-гитары - шесть двойных металлических и нейлоновых струн: с виду гран-гитара похожа на обычную мастеровую "классику", но кроме 6 синтетических струн, она имеет еще и 6 металлических, расположенных чуть ниже основных. Для игры на этой гитаре применяется специальная техника. Благодаря своей особенности звучание этого музыкального инструмента одновременно и "классическое", и джазовое. Эта гитара уже получила широкое признание и распространение по всему миру, заказ на нее сделал даже Пол Маккартни, а так же Штефан Рак. Многие педагоги России, США, Австрии, Германии нашли в звучании ГРАН-гитары необходимый синтез "нейлона" и "металла". В университете Лос-Анджелоса есть класс ГРАН-гитары, где преподает Скот Монтгомери, ставший инициаторм введения информации и методики игры на ней в сети Интернет.

Виктор КОЗЛОВ ( род. 1958) Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло. В дальнейшем отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар.

 

Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: "Восточный танец", "Марш солдатиков", "Маленький детектив", "Танец охотника", "Кискино горе". Несколько сочинений написано композитором для гитары с оркестром: "Концертино", "Былина и русский танец", "Буффонада", "Баллада для Елены прекрасной", сюита для гитары соло "Черный тореадор".

 

Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.

 

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гридюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт "Каприччиозо" (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие.

Для гитары писали не только те, кого принято называть "гитарными композиторами". В полной мере оценить ее достоинства, сумел и Эдисон ДЕНИСОВ (1929-1996) - один из крупнейших русских композиторов ХХ века, музыковед и музыкально-общественный деятель. На рубеже 50-60-х годов Денисов заявил о себе как бесспорный лидер движения, стремившегося воспринять достижения западной современной музыки (А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, в республиках - А.Пярт, В.Сильвестров и др.). Творческое наследие Денисова очень многообразно в жанровом отношении.

 

Помимо вокально-инструментальных сочинений, для гитары Эдисоном Денисовым написаны: Соната для флейты и гитары, Соната для гитары соло в 3 частях, "In Deo speravit cor meum" для скрипки, гитары и органа, Гитарный концерт, Концерт для флейты и гитары. Некоторые их этих сочинений были написаны специально для немецкого гитариста Райнберта Эверса, который и стал их первым исполнителем.

Александр ВИНИЦКИЙ (род. 1950 г.) гитарист, композитор, музыкальный педагог. Преподает в музыкальном училище им. Гнесиных классическую гитару, выступает с сольными концертами, пишет музыку для гитары, проводит семинары и мастер - классы по теме "Классическая гитара в джазе". Его достижение и вклад в современный репертуар - авторская программа, которая состоит из музыки в разных джазовых стилях. В 1988 году Александр впервые выступает с такой программой на польском фестивале классической гитары в Люблине. Он серьезно занимается аранжировкой на гитаре. Особенностью игры Александра Виницкого стало использование "шагающего" баса и ритмических структур на протяжении всей композиции одновременно с мелодическими линиями. Большой палец выполнял функцию контрабаса. Остальные пальцы были как бы музыкантами ансамбля.

 

В своей игре он добивается постоянной пульсации и проведение мелодических линий. Исполняемая им музыка звучала так, как будто играет трио. Такой стиль иногда называют "fingerstyle". Для осуществления этих идей была необходима серьезная классическая школа, знание инструмента и солидный "багаж" джазовой музыки.

 

Александр стал выступать на джазовых фестивалях и фестивалях классической гитары со своей новой программой (Петрозаводск, Екатеринбург, Донецк, Киев, Воронеж и др.). В 1991 году фирма "Мелодия" выпускает его первый сольный альбом "Зеленый тихий свет", в который вошли его композиции: "Путешествие во времени", "Зеленый тихий свет", "Жду известий", "Метаморфозы", а так же аранжировки мелодий А.К. Жобима, Л. Бонфа, пьесы Л. Альмейды.

 

Отдельно следует сказать о композиторе Игоре РЕХИНЕ, как о человеке, внесшем величайший вклад в историю и современность гитары, - как семиструнной, так и испанской (классической). Автор многочисленных произведений для гитары, получивших широкую известность в стране и за границей: двух концертов для гитары с оркестром - для семиструнной и для шестиструнной; Сонаты для семиструнной и для шестиструнной гитары; пьес для гитары, ансамблей. Автор "Альбома юного гитариста" и цикла "24 прелюдии и фуги для соло-гитары", первым исполнителем этого сочинения был Владимир Терво, а в настоящее время его с успехом играет Дмитрий Илларионов.
Впервые окунувшись в мир гитарной музыки, Игорь Владимирович был поражен его самобытностью, непохожестью на иные сферы музыкальной культуры.

 

Он выносил и воплотил в жизнь идею созданиясовременного репертура крупной формы. В тесном сотрудничестве с Александром Камиловичем Фраучи, преподавателем Гнесинского института в Москве и прекрасным концертным исполнителем, он работал над созданием "Гаванского концерта", который увидел свет в 1983 году. Красота архитектуры Гаваны, сочные краски природы, гармонии и ритмы кубинских песен и танцев, -вот образная и эмоциональная основа концерта, выдержанного в классической трехчастной форме.В этом Концерте воплотилась мечта Игоря Рехина о создании сочинения классической направленности, с ярким тематизмом и ясной конструктивной логикой.

 

Возникшая за ним "Соната" свидетельствует о продолжении работы в области крупной формы. В ней - традиции классико - романтичной сонаты, насышенной ярким материалом и конфликтно - напряженным развитием. Динамический потенциал гитары, так же, как и богатые возможности сонатной формы, использованы композитором с большой убедительностью.

 

Встреча с "семиструнниками" - Бардиной, Менро, Кимом побудило Рехина написать произведения для семиструнной гитары. Он знал, что современного репертуара у нее почти не было, но для него "семиструнка" была живым инструментом, для которого стоило писать музыку. В 1985 Бардина исполнила его Сонату для семиструннной гитары. Также, Рехин работает над Концертом для "семиструнки", - это первый концерт для этого инструмента в истории музыки. Его музыкальные образы тесно переплетаются с национальными традициями отечественной культуры России.

 

Но среди его сочинений, кроме концертов, значительное место занимает произведение, создание которого помогло ему быть занесенным в Книгу рекордов Гиннеса! Это - уникальный цикл "Двадцать четыре прелюдии и фуги" для гитары. Рехин хотел создать цикл прелюдий и фуг для гитары, по примеру "ХТК" Баха, который сделал это в свое время для клавира. Над созданием этого цикла композитор трудился несколько лет, и … задача была сделана!

 

Сложность подобного сочинения в том, чтобы создать произведения надо было в так называемых "негитарных" тональностях, (удобные для гитары - Ля, Ре, Ми) и не только ради теоретических позиций, а в расчете на играющих и подростающих исполнителей…
Каждая их его Фуг классична в экспозиции: строго выдерживается логика тональных ответов. Но каждая несет в себе неожиданный, непривычный, но интереснейший музыкальный язык композитора. Например, применение синкоп в цикле позволяет ярко выявить гитарное многоголосие. Большинство фуг - 3 - и 4-голосные.

 

Создавая это произведение, Игорь Рехин думал о гитаре как об универсальном инструменте, которому не хватает столь же универсальной музыки в разных тональностях. Эти идеи сочетальсь с желанием отобразить средства выразительности самых различных направлений классической и современной музыки.
Именно этот цикл сделал автора знаменитым на весь мир, будучи занесенным в Книгу рекордов Гиннеса, как "самое большое количество полифонических произведений в 24-х тональностях, написанных для гитары".

Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать, привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и эстрадной музыки… Именно на них, как и в предшествующие столетия, стоит высокая задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента.
Еще многое можно было бы сказать о композиторах разных стран по всему миру, создающих свои произведения для полюбившегося им самим, исполнителям и слушателям, инструмента… Но пусть не будут в обиде те, кого не смог упомянуть автор.

И я буду рада, если эта статья вызовет у читателя желание поближе познакомиться с уникальным миром инструмента, который прошел через века, радуя слух человека своим неповторимым звуком, красотой и душевностью.
Как человек, отдавший ей всю свою "сознательную" музыкальную жизнь и в ответ, получая каждый раз несравнимое удовольствие от такого общения, говорю Вам, дорогой читатель, - Вы не пожалеете о потраченном на это времени!

Список использованной литературы:

  • Журнал "Гитарист" (Россия, 1993, 1997, 1998, 1999)
  • Элен Шарнассе. "Шестиструнная гитара"
  • М. Вайсборд "Андрес Сеговия"
  • Рудольф Бетанкурт. "Короткая встреча с Брауэром" (1997)
  • С. Тавровский. "Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь" (2002)
  • Энди Дэйли. "Лео Брауэр" (2002)
  • Журнал "Гитара - история и актуальность" (Польша, 2002)
  • Альманах "Ренессанс гитары"( Беларусь, 1997, 1998)
  • Б. Вольман. "Гитара и гитаристы"
  • Журнал "Jаzz - квадрат" ( Беларусь,1997)
  • "Библиотека гитариста" (2002)
Назад...
Возврат к оглавлению...
Hosted by uCoz