КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ

 
У.Мачнева
 

" … В мировой музыкальной культуре существует множество прекрасных сольных инструментов, которые благодаря таланту блестящих музыкантов способны возвысить человеческий дух и обогатить его. Но гитара - это нечто особенное. Своим благородным, интимным звучанием, она способна создавать ни на что не похожую, внутреннюю, я бы сказал, философскую тишину". А.К. Фраучи

… Когда у гитариста спрашивают, почему он избрал гитару, чаще всего отвечают: мне понравилось, как она звучит. Да, звучание гитары нравится, и это ее достоинство.

Оттолкнувшись от самих истоков, хотелось бы начать разговор об этом уникальном инструменте.


Первые свидетельства о струнных инструментах, снабженных шейкой, появились еще в глубокой древности. Они были небольшими по размерам, сделанные из панциря черепахи или тыквы. Подобного рода инструменты существуют и в наше время в некоторых странах (тамбурица - на Балканах, ситар - в Иране, саз - в Турции, дутар - в Центральной Азии). Позже появляются инструменты с резонаторным корпусом. С этого времени они распространяются на Среднем Востоке. В древнем Египте была популярна лютня с длинной шейкой - нефер. Не исключено, что рождение гитары как таковой, пришло именно из Средневосточных регионов, через Египет распространившись по Азии и Европе.

 

Начиная с X века, изображение в качестве иллюстаций к книгам, струнных щипковых инструментов становится общепринятым, - а значит, распространенным.

В XIII веке в Испании, распространена так называемая "мавританская гитара" - овальной формы, с выпуклой нижней декой и резким звучанием. Играли на ней плектром. Она имела успех при дворе, но не распростанилась среди деревенских музыкантов. Однако позже, различные типы гитары, активно учавствуют в увеселениях. Сфера ее применения еще более расширяется, и в XIII и XIV веках гитара входит в число инструментов, получивших широкое признание.

XVI век. Гитара занимала немалое место в музыкальной жизни. Но главенство лютни и виуэлы в эпоху Ренессанса почти не позволяло ей иметь собственные, оригинальные композиции.
Но и сама лютня изменялась, что не могло не повлиять на развитие гитары. Появилась пятая струна, а так же лады, увеличивается размер корпуса (такая гитара будет применяться до конца XVIII века). Но фактически стандартных размеров для инструмента не было, - они определялись по усмотрению автора.

Так же была популярна гитара батенте, вследствие широкого распространения аккомпанирования пению и танцам. Этот инструмент имел выпуклую нижнюю деку, которая придавала упругость корпусу, и пять рядов двойных металлических струн. На ней играли плектром, и чаще всего это была игра связными аккордами, отбиваемыми в стиле расгеадо.
Это способствовало распространению этого стиля по Европе. Сочинения того времени - в основном, сборники, содержащие серии танцев, записанные с помощью буквенной табулатуры. Чуть позже, появляется другой способ записи произведений, в стиле pince ( это два типа записи: мелодические пассажи и аккорды в буквенной табулатуре), что открыло большие возможности для обновления композиторского письма, обогащенного смелостью языка расгеадо.

С середины XVII столетия для гитары начинается новый период расцвета.

 

Первым общепризнанным композитором, отошедшим от стиля расгеадо, был Франческо КОРБЕТТА (1620 - 1681). В период правления молодого Людовика XIV, он работал при дворе, и даже создавал совместно с Ж. Б. Люлли музыку для одного из королевских балетов, где использовалась гитара.
Пять сохранившихся сборников сочинений для гитары отражают эволюцию гитарного стиля на протяжении века.

Робер де ВИЗЕ (1658 - 1725) - наиболее крупный из композиторов той плеяды. Лютнист и гитарист, так же играющий на теорбе и виоле, он преподает игру на этих инструментах. Был признан официально придворным гитаристом.
Он оставил два сборника пьес для гитары, а так же пьесы для лютни и теорбы. Это - шесть сюит, и то величайшее мастерство, с которым они написаны, позволяет их считать шедеврами мировой литературы для гитары. Они полны блестящим совершенством форм и красотой музыкальных тем.

Гаспар САНЗ (1640 - 1710) - известный композитор, гитарист и священник. Его заслугой является труд "Руководство по игре на испанской гитаре", чей успех будет продолжительным: книга выдержит множество переизданий.
Этот труд состоит из трех книг, из которых первая - методическая, дополненная серией пьес, записанных в виде традиционных табулатур (цифры на пяти линейках). Большинство из них - танцы: пасссакалии, канариос, эспаньолетас, виланеллы, паваны.
Объединение в одном труде теоретической и практической частей, имеет особый интерес. Санс, благодаря высокому уровню теоретических рекомендаций и непревзойденному уровню мастерства, на протяжении более чем столетия, сохраняет превосходство над композиторами испанской школы.

Концертная форма исполнительства на гитаре, выдвинувшаяся в XVIII -XIX веках, проявила плеяду выдающихся гитаристов и композиторов (или гитаристов-композиторов), которые в значительной мере обогатили сам образ гитары как инструмента сольного, - что позволило гитаре стать инструментом классической традиции.
Сейчас эти композиторы - непререкаемые авторитеты, положившие начало современной гитарной школе.

Фердинанд КАРУЛЛИ (1770 -1941), Маттео КАРКАССИ (1792 - 1853), Мауро ДЖУЛИАНИ (1781 - 1829) в Италии; Наполеон КОСТ (1806 - 1883) - во Франции; Фернандо Сор (1778 - 1839), Дионисио Дионисио АГУАДО (1784 - 1849), Франсиско ТАРРЕГА - в Испании; а так же композиторы других стран (например, австрийский композитор Иохан Каспар МЕРЦ , который был наиболее лиричным гитарным композитором середины XIX века. Его сочинения получили распространение и заняли достойное место в репертуаре гитаристов.

Иохан Каспар Мертц (1806 - 1856)- автор "Школы", а также свыше ста сочинений для гитары, в том числе концертной увертюры "Фингалова пещера", каприччио, многочисленных фантазий, вариаций и попурри на темы опер Беллини, Россини, Мейербера и др. композиторов. Известный русский гитарист-концертант Николай Петрович Макаров (1810-1890) считал, что в музыке Мертца есть все: "богатая композиция, высочайшее знание музыки, превосходное развитие идеи, единство, новизна, великолепие стиля, отсутствие тривиальных выражений и многообразие гармонических эффектов".

Сочинения композиторов были задуманы в соответствии со стремлением к виртуозности, свойственной тому времени. Школа каждого из этих мастеров явила миру многих замечательных музыкантов.
Надо учесть, что гитара того времени имела другое строение корпуса (меньше современной по размеру), использовались жильные струны с более низким строем и тихим звуком, а исполнители еще не знали ногтевого способа звукоизвлечения. (Этот способ был впервые употреблен и введен в повсеместную практику гитаристов только в XX веке, основоположником современной школы исполнительства, Андресом Сеговией, о котором речь пойдет отдельно.) Так же применялись гитары с допонительным грифом, с резонансными струнами. Все это определяло методы исполнения на инструменте, а соответственно, влияло на структуру сочинений того времени.
Эти сочинения обладали типичными чертами "классической формы", т. е. строение произведений основывалось на тонико -доминантовых соотношениях, структуре "вопрос-ответ", что ясно выражалось в гармоническом развитии, соотношении динамических оттенков и методах развития самого музыкального материала.

Отдельно следует сказать и о Никколо ПАГАНИНИ (1782 - 1840). Ярчайший представитель виртуозной игры в европейской музыке, он не только прославленный скрипач, но и блестящий гитарист. В свое время маэстро на целых два года оставил скрипку, чтобы играть на гитаре!
В наследии Паганини множество произведений для гитары: сонаты, вариации, сонаты для струнных и гитары, шестьдесят вариаций на народную тему.

Развитию исполнительства на гитаре способствовало так же и то, что многие из этих знаменитейших композиторов создавали свою школу игры, куда вошли многие сочинения - от простых этюдов, предназначенных для развития различных видов техники исполнительства, и до крупных по масштабу и форме, произведений (например, фантазий, сонат, больших соло, увертюр, вариаций и т.д.) которые не теряют свою актуальность для гитаристов-исполнителей всех поколений и по сегодняшний день.

 

О судьбе так называемой "русской гитары", то есть гитары семиструнной, надо сказать отдельно, - эта интересная тема уже сама по себе заслуживает широкого обзора.
В России она была знакома с середины XVIII века. В это время развитие инструментальной музыки ушло так далеко, что гитара с пятью струнами - первоначальный вариант - не смогла удовлетворить исполнителей. Появлялись и исчезали инструменты с разным количеством струн, но прижились в России к концу XVIII в. только две разновидности: испанская шестиструнная и русская семиструнная.

Появление семиструнной гитары было связано с именем Андрея СИХРЫ (1773 - 1850) - основоположника гитарного искусства в России. Именно Сихра и его ученики смогли сделать переход в гитаре от европейской традиции к русскому национальному языку и народной песне.

С творчеством Матвея ВЫСОЦКОГО (1791 -1837) связана целая эпоха в гитарном искусстве. Он завершил становление семиструнной гитары как русского народного инструмента, и как откровенный вызов западно-европейской традиции. И уже ни Сор, ни Джулиани не смогли увести русских гитаристов с избранного пути.
Высоцкий, как и многие музыканты своего времени, отдавал должное европейским музыкальным явлениям - писал мазурки, экоссесы, полонезы, но главным предметом его творчества была народная песня. Даже сама фактура изложения его произведений для гитары была подсказана русской народной полифонией: подголоски, сочетания равноправно проводимых голосов звучат в его сочинениях, основанных на обработке для гитары народных песен.
Русской музыке был предложен совершенно самобытный путь. В стороне от европейских канонов, были созданы шедевры, не имеющие аналогов в музыкальной практике. Русская гитарная школа как бы отгородилась от европейских влияний, привнеся в культуру самобытное явление - русскую гитару.

Время русской гитары оставило многогих талантливых мастеров, среди которых были и музыканты, и сановники, и чиновники.

Гитарные мотивы звучат в прозе и поэзии многих авторов - Фета, Тургенева, Блока, потому что почти невозможно было представить себе жизнь общества, без этого нежного, но сильного, трогающего душу, инструмента.
Дальнейшая судьба семиструнки самобытна. Народная песня, слово перебравшись с полей в городскую сутолоку, осталась песней, но… с другим названием. Так появился на свет "городской романс", - песня, неразрывно связанная со звучанием гитарной струны.

Век двадцатый, революционный, грозный, ввел свои коррективы во все стороны жизни, в том числе и музыкальную. Бывали для "семиструнки" недобрые дни, время, когда она, казалось, была поччти полностью забыта (это произошло в начале века) Но - нет! хранимая ревностными своими поклонниками, такими, как Соловьев, Русанов, Павлов-Азанчеев, продвигались вперед, сохраняя ее самобытность, передавая эстафету следующим поколениям…

Среди них - Сергей ОРЕХОВ (1935 - 1998) - фигура яркая, достойный продолжатель пути Матвея Высоцкого. В его руках семиструнка словно снова обрела те самые, свойственные только ей, черты: звучание русско-цыганского романса.
"Я никогда не думал, - говорил он, - что шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара - настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества: семиструнная гитара - это родной инструмент, с которым русский человек связан".
Путь Орехова подхватили многие другие, не дав любимой гитаре исчезнуть в свете событий. Немного есть исполнителей на этом инструменте в наше время, но именно они - ее хранители.

Так, московская гитаристка Анастасия Бардина в репертуаре которой прекрасно соседствуют произведения Сихры и Высотского, с сочинениями Тарреги, Альбениса, Гранадоса. Уникальность ее творчества заключается в том, что она в одинаковой степени профессионально владеет как шестиструнной, так и семиструнной гитарой, а так же гитарой ГРАН (об этой гитаре будет сказано далее). Во время исполнения произведений Анастасия Бардина изменяет строй гитары с шести- на семиструнную и наоборот. По стилям исполняемые ею произведения очень разные: от классики, романтики до джаза.

Немаловажным стал для судьбы гитары приезд в Россию Андреса Сеговии - человека, показавшего всю красоту, виртуозность, и, - если можно так сказать, "серьезность" гитары, всему миру. Он посещал Советский Союз несколько раз, что имело большое значение для развития гитарного искусства в нашей стране. С его приездом гитара воспряла вновь. Эти выступления поддержали и продолжили традиции музыкальных связей между Испанией и нашей страной, начатых еще Глинкой.

 

Надо сказать, что в конце XIX века, гитару в некоторых странах Европы вытесняет фортепиано. Бытует не слишком лестное мнение о ней как об инструменте ограниченных возможностей. Но, не смотря на это, она продолжает быть популярной, например, в Англии и, конечно, в Испании. Появляются новые виды гитар, некоторые даже существенно отличающиеся от тех, к которым привыкли ранее. В композиторском творчестве намечается некий отход от традиционных методов, приемов письма, что требует от исполнителей обогащения технических и выразительных возможностей гитары.

Начнем с того, что в начале века, гитарный мастер Антонио де Торрес внес значительный вклад в историю гитары. Он экспериментирует со строением самого инструмента, для того, чтобы придать ему повышенное качество и силу звучания. И у него получается! До сих пор гитары работы Торреса являются эталоном для современных гитарных мастеров.

Отныне, все инструменты навсегда приобретают современные, привычные нам черты - черты классической гитары. Так же они обладают чистым, достаточно мощным звуком, способным заполнить концертный зал.

Огромный вклад в развитие любимого инструмента, внес крупнейший испанский исполнитель и композитор, Франсиско ТАРРЕГА (1852 - 1909). Фанатичный приверженец гитары, он сочинял, делал переложения произведений Шопена, Баха, Бетховена, а так же своих соотечественников - Альбениса, Гранадоса, и все свободное время посвящал развитию своего мастерства.
Таррега написал около восьмидесяти оригинальных пьес, сто двадцать переложений для гитары соло, и двадцать одно - для дуэта гитар. Его считают отцом современной классической гитары, так как все ее дальнейшее развитие несет на себе отпечаток творчества этого мастера.

 

После его кончины, отношение к инструменту стало немного другим. Таррега внес огромный вклад в усовершенствование гитары, но, не смотря на это, композиторы отошли от нее: эра композиторов - виртуозов закончена, гитаре предстоит сложный период. И только непосредственные ученики Тарреги - Пухоль, Льобет и другие, продолжают пропаганду любимого инструмента.

 

Мигель ЛЬОБЕТ ( 1878 - 1938) учился у Тарреги после окончания Барселонской консерватории. Сам Таррега считал его одним из лучших своих учеников. Его выступления имеют успех как в родной Испании, так и в других странах Европы, а также в Советском Союзе. Обладая талантом виртуоза, он добивается мирового успеха. В наследии Льобета - редакция Двадцати пяти этюдов Каркасси, несколько транскрипций и переложений, оригинальные пьесы.

 

Эмилио ПУХОЛЬ (1886 -1980) - один из самых знаменитых испанских музыковедов и гитаристов, ученик Тарреги. Дает сольные концерты в Европе и Америке, преподает в должности профессора по классу гитары, в Лиссабоне и Барселоне.
Будучи педагогом, он создает пятитомную школу игры под назвением "Рациональный метод игры на гитаре", в которой излагает систему преподавания Тарреги. Он выпускает значительное количество переложений для гитары, в том числе произведения виуэлистов Нарваэса, Мударры, Вальдеррабано, - благодаря чему репертуар гитаристов значительно расширяется.

 

Но значительными, поистине революционными изменениями в истории гитары, мы обязаны Андресу СЕГОВИЯ (1893 - 1987) - исполнителю и педагогу. Этот человек дал гитаре то, чего не хватало ей, чтобы изменить мнение о ней, как об инструменте ограниченных возможностей, и достойно стать в один ряд с фортепиано и скрипкой: он дал ей высокохудожественный репертуар.

Исполнительское мастерство Андреса Сеговии, его технические приемы вызывают интерес многочисленных музыкантов. И не только гитаристов. Так, известный виолончелист, профессор В. Л. Кубацкий в беседе говорил: "Игра Сеговии многому научила музыкантов. Немало поучительного почерпнули пианисты, скрипачи, виолончелисты. Я оказался во власти его звукового мастерства. Это было звуковое излучение. Изумительное piano, в котором не пропадал ни один звук. Эстетическое наслаждение доставляло его pizzicato. До Сеговии я не понимал pizzicato. Его секрет раскрыл Сеговия".

Андресу Сеговия, с его многогранной деятельностью, принадлежит великая роль в создании всего современного гитарного искусства. Именно благодаря ему, сейчас гитара - один из самых популярных инструментов. Благодаря его общению, тесным творческим контактам со многими выдающимися композиторами, появился современный гитарный репертуар высокого художественного потенциала.

Любой юный гитарист делает свои первые шаги на пути овладения инструментом именно под руководством школы Сеговия, - это факт, который трудно переоценить.
Он отредактировал этюды и произведения таких выдающихся мастеров, как Сор, Агуадо, Кост, Паганини, Тансман. Именно ему гитаристы обязаны появлением в своем репертуаре знаменитой "Чаконы" Баха (из Второй Партиты ре-минор). Он определил правила постановки гитары, положения рук при игре, овладения техническими приемами, а так же издал гаммы в собственной аппликатуре. Но главное во всем этом то, что с первых же шагов овладение техническими приемами происходит одновременно с развитием музыкального вкуса будущего гитариста.

Его влияние испытывает на себе целое поколение гитаристов, таких, как Алирио Диас, Джон Вильямс, Оскар Гилья.

Но до тех пор, пока усилия этих виртуозов еще не принесли свои плоды, репертуар гитаристов в основном ограничивался транскрипциями или оригинальными произведениями не очень высокого уровня.

Композиторы не писали произведений для гитары, потому что считалось, что все выразительные средства ее можно использовать лишь тогда, когда сам композитор владеет этим инструментом (Берлиоз, "Трактат по инструментовке") а так же отсутствием серьезных исполнителей, - которых, в свою очередь, не было из-за отсутствия серьезного репертуара!

Заслугой Сеговии в области развития репертуара можно считать то, что именно он убедил многих композиторов отказаться от устоявшихся взглядов и обратиться к сочинениям для гитары. Он лично обращался ко многим композиторам.

Первым их них был Федерико МОРЕНО-ТОРРОБА (1891 -1982) который написал для гитары танцы, ноктюрны, Кастильскую сюиту, Кастильский концерт и разнообразные характеристические пьесы. Мануэль де ФАЛЬЯ, по просьбе Сеговии, создал "Памяти Дебюсси".

Эйтор ВИЛЛА - ЛОБОС (1887 - 1959) сам гитарист, охотно пишет пьесы для своего инструмента. Среди его сочинений - Двенадцать этюдов, Пять прелюдий, Концерт для гитары с оркестром, Сюита в бразильском стиле, Шоро, пьесы для гитары и флейты, для голоса в сопровождении гитары.

Марио КАСТЕЛЬНУОВО - ТЕДЕСКО (1895 -1968) - первый композитор XX века, создавший Концерт для гитары с оркестром, а также Квинтет, дуэты, пьесы для гитары и чтеца. Внес значительный вклад в гитарный репертуар. Среди его сочинений - два концерта для соло гитары и один - для двух гитар, а так же "Capriccio Diabolico" ("Дьявольское каприччио") - дань уважения Паганини и его "демоническому" таланту, - одно из наиболее трудных для исполнения произведений для сольной гитары.
Это побуждает создавать новые произведения для гитары таких композиторов, как Хоакин Турина, Александр Тансман, Жан Винер (автор Концерта для двух гитар с оркестром)

Многие южноамериканские композиторы также откликнулись на просьбу Сеговии. Среди них - Мануэль ПОНСЕ (1882 - 1948).
В 1932 году Сеговия опубликовал в издательстве Шотта, в своей редакции, "Вариации на тему испанской фолии" и "Фугу" Понсе, отозвавшись об этих произведениях, как об одних из самых значительных произведений, когда-либо написанных для гитары.

Творческое сотрудничество Сеговии с Понсе оказалось исключительно плодотворным. Понсе посвятил Сеговии Классическую сонату ("Дань почтения Фернандо Copy"), Романтическую сонату ("Дань почтения Францу Шуберту"), "Тему, вариации и финал", Этюд, Вальс, Мазурку. Мексиканский композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А. Скарлатти, Паганини, Баха. Сравнительно недавно стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита, которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса. Эту Сюиту (Прелюдию, Аллеманду, Сарабанду, Гавот, Жигу) Понсе написал по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной стилизации.

Хоакин ТУРИНА (1882-1949), испанский композитор, представитель так называемой новой испанской школы. Гитарные произведения Турины являются важной составляющей репертуара многих гитаристов. Автор струнного квартета для гитары, а так же "Sevillana", "Fandanguillo", "Rafaga", "Homenaje a Tarrega" и "Sonata ". Гитарные произведения Турины требуют использования всей широты технических возможностей инструмента.

 

Августин БАРРИОС МАНГОРЕ (1885 -1994) - гениальный парагвайский гитарист и композитор, значение которого было оценено только через 50 лет после его смерти. Ему принадлежит свыше 300 работ -вальсов, хоро, романсов, танцев, сюит, многие из которых причисляются сегодня к числу лучших произведений, написанных для гитары. Среди них выделяется "Una Limosnа por el amor de Dios" ("признание любви Богу", - предсмертное произведение композитора, а так же сюита "La Cathedrаl" ("Собор") где методами простых выразительных средств, передан образ величественного, строгого, (или грустного?..) словно застывшего в вечном раздумье, собора. Следуя трехчастной композиции, "взгляд" слушателя охватывает его полностью, от вершин до основания, и сама музыка похожа на искреннюю, устремленную к Богу молитву…

 

Хоакин РОДРИГО (1901 -1999), будучи пианистом, композитором, музыковедом, профессором истории музыки Мадридского университета, становится известен благодаря двум своим сочинениям: концерту "Аранхуэс" и "Фантазии для джельтмена" - наиболее популярными произведениями для гитары.
Мировую славу Родриго принес его "Аранхуэсский концерт" для гитары с оркестром, созданный в 1939 году. Позднее были созданы еще два концерта - "Концерт-мадригал" для двух гитар с оркестром и "Андалузский концерт" для четырех гитар с оркестром. Среди сочинений Родриго для гитары-соло "Похвала гитаре" и пьеса "Приглашение и танец", написанная в память Мануэля де Фальи и получившая первую премию на Международном конкурсе гитаристов в 1961 году во Франции. Андресу Сеговии Родриго посвятил "Фанданго".

Александер ТАНСМАН (1897-1986), польский композитор, пианист и дирижер. Один из популярных в 30-40-х годах польских композиторов за рубежом. В произведениях раннего периода творчества прослеживаются национальные традиции. Позднее на него оказала воздействие музыка М. Равеля и особенно - А. Онеггера. Тесно сотрудничал со Стравинским - в их произведениях можно обнаружить общие черты, но в то же время это два очень разных и индивидуальных композитора.
Для зрелого периода творчества А. Тансмана характерны синтез особенностей музыки различных французских композиторов, яркая инструментовка, красочная гармония (часто применял политональность), а также использование элементов джаза. В некоторых произведениях Тансман сочетает приемы политональной музыки и атональной музыки с мелодикой польского фольклора, использует традиционные польские танцевальные формы (мазурка). В 60-70 гг. обратился к религиозной тематике. Автор инструктивных фортепианных сочинений, в том числе пьес для детей и для юношества (46 и 34 пьесы - 2 сборника по 4 тетради).

Возврат к оглавлению...
Продолжение...
Hosted by uCoz