КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГИТАРНОЙ МУЗЫКИ |
У.Мачнева
|
||
… Когда у гитариста спрашивают, почему он избрал гитару, чаще всего
отвечают: мне понравилось, как она звучит. Да, звучание гитары нравится,
и это ее достоинство. Оттолкнувшись от самих истоков, хотелось бы начать разговор об этом уникальном инструменте.
Начиная с X века, изображение в качестве иллюстаций к книгам, струнных
щипковых инструментов становится общепринятым, - а значит, распространенным.
В XIII веке в Испании, распространена так называемая "мавританская гитара" - овальной формы, с выпуклой нижней декой и резким звучанием. Играли на ней плектром. Она имела успех при дворе, но не распростанилась среди деревенских музыкантов. Однако позже, различные типы гитары, активно учавствуют в увеселениях. Сфера ее применения еще более расширяется, и в XIII и XIV веках гитара входит в число инструментов, получивших широкое признание. XVI век. Гитара занимала немалое место в музыкальной жизни. Но главенство
лютни и виуэлы в эпоху Ренессанса почти не позволяло ей иметь собственные,
оригинальные композиции. Так же была популярна гитара батенте, вследствие широкого распространения
аккомпанирования пению и танцам. Этот инструмент имел выпуклую нижнюю
деку, которая придавала упругость корпусу, и пять рядов двойных металлических
струн. На ней играли плектром, и чаще всего это была игра связными аккордами,
отбиваемыми в стиле расгеадо. С середины XVII столетия для гитары начинается новый период расцвета.
Первым общепризнанным композитором, отошедшим от стиля расгеадо, был
Франческо КОРБЕТТА (1620 - 1681). В период правления молодого Людовика
XIV, он работал при дворе, и даже создавал совместно с Ж. Б. Люлли
музыку для одного из королевских балетов, где использовалась гитара. Робер де ВИЗЕ (1658 - 1725) - наиболее крупный из композиторов
той плеяды. Лютнист и гитарист, так же играющий на теорбе и виоле, он
преподает игру на этих инструментах. Был признан официально придворным
гитаристом. Гаспар САНЗ (1640 - 1710) - известный композитор, гитарист и священник.
Его заслугой является труд "Руководство по игре на испанской гитаре",
чей успех будет продолжительным: книга выдержит множество переизданий.
Концертная форма исполнительства на гитаре, выдвинувшаяся в XVIII -XIX
веках, проявила плеяду выдающихся гитаристов и композиторов (или гитаристов-композиторов),
которые в значительной мере обогатили сам образ гитары как инструмента
сольного, - что позволило гитаре стать инструментом классической традиции. Фердинанд КАРУЛЛИ (1770 -1941), Маттео КАРКАССИ (1792 - 1853),
Мауро ДЖУЛИАНИ (1781 - 1829) в Италии; Наполеон КОСТ (1806 -
1883) - во Франции; Фернандо Сор (1778 - 1839), Дионисио
Дионисио АГУАДО (1784 - 1849), Франсиско ТАРРЕГА
- в Испании; а так же композиторы других стран (например, австрийский
композитор Иохан Каспар МЕРЦ , который был
наиболее лиричным гитарным композитором середины XIX века. Его сочинения
получили распространение и заняли достойное место в репертуаре гитаристов. Иохан Каспар Мертц (1806 - 1856)- автор
"Школы", а также свыше ста сочинений для гитары, в том числе
концертной увертюры "Фингалова пещера", каприччио, многочисленных
фантазий, вариаций и попурри на темы опер Беллини, Россини,
Мейербера и др. композиторов. Известный русский гитарист-концертант
Николай Петрович Макаров (1810-1890) считал, что в музыке Мертца
есть все: "богатая композиция, высочайшее знание музыки, превосходное
развитие идеи, единство, новизна, великолепие стиля, отсутствие тривиальных
выражений и многообразие гармонических эффектов". Отдельно следует сказать и о Никколо ПАГАНИНИ (1782 - 1840). Ярчайший
представитель виртуозной игры в европейской музыке, он не только прославленный
скрипач, но и блестящий гитарист. В свое время маэстро на целых два года
оставил скрипку, чтобы играть на гитаре! Развитию исполнительства на гитаре способствовало так же и то, что многие из этих знаменитейших композиторов создавали свою школу игры, куда вошли многие сочинения - от простых этюдов, предназначенных для развития различных видов техники исполнительства, и до крупных по масштабу и форме, произведений (например, фантазий, сонат, больших соло, увертюр, вариаций и т.д.) которые не теряют свою актуальность для гитаристов-исполнителей всех поколений и по сегодняшний день.
О судьбе так называемой "русской гитары", то есть гитары семиструнной,
надо сказать отдельно, - эта интересная тема уже сама по себе заслуживает
широкого обзора. Появление семиструнной гитары было связано с именем Андрея СИХРЫ (1773
- 1850) - основоположника гитарного искусства в России. Именно Сихра
и его ученики смогли сделать переход в гитаре от европейской традиции
к русскому национальному языку и народной песне. С творчеством Матвея ВЫСОЦКОГО (1791 -1837)
связана целая эпоха в гитарном искусстве. Он завершил становление семиструнной
гитары как русского народного инструмента, и как откровенный вызов западно-европейской
традиции. И уже ни Сор, ни Джулиани не смогли увести русских гитаристов
с избранного пути. Время русской гитары оставило многогих талантливых мастеров, среди которых
были и музыканты, и сановники, и чиновники. Гитарные мотивы звучат в прозе и поэзии многих авторов - Фета,
Тургенева, Блока, потому что почти невозможно было представить
себе жизнь общества, без этого нежного, но сильного, трогающего душу,
инструмента. Век двадцатый, революционный, грозный, ввел свои коррективы во все стороны
жизни, в том числе и музыкальную. Бывали для "семиструнки" недобрые
дни, время, когда она, казалось, была поччти полностью забыта (это произошло
в начале века) Но - нет! хранимая ревностными своими поклонниками, такими,
как Соловьев, Русанов, Павлов-Азанчеев, продвигались вперед, сохраняя
ее самобытность, передавая эстафету следующим поколениям… Среди них - Сергей ОРЕХОВ (1935 - 1998) - фигура яркая, достойный
продолжатель пути Матвея Высоцкого. В его
руках семиструнка словно снова обрела те самые, свойственные только ей,
черты: звучание русско-цыганского романса. Так, московская гитаристка Анастасия Бардина в репертуаре которой
прекрасно соседствуют произведения Сихры и Высотского, с сочинениями Тарреги,
Альбениса, Гранадоса. Уникальность ее творчества заключается в том,
что она в одинаковой степени профессионально владеет как шестиструнной,
так и семиструнной гитарой, а так же гитарой ГРАН
(об этой гитаре будет сказано далее). Во время исполнения произведений
Анастасия Бардина изменяет строй гитары с шести- на семиструнную и наоборот.
По стилям исполняемые ею произведения очень разные: от классики, романтики
до джаза. Немаловажным стал для судьбы гитары приезд в Россию Андреса Сеговии - человека, показавшего всю красоту, виртуозность, и, - если можно так сказать, "серьезность" гитары, всему миру. Он посещал Советский Союз несколько раз, что имело большое значение для развития гитарного искусства в нашей стране. С его приездом гитара воспряла вновь. Эти выступления поддержали и продолжили традиции музыкальных связей между Испанией и нашей страной, начатых еще Глинкой.
Надо сказать, что в конце XIX века, гитару в некоторых странах Европы
вытесняет фортепиано. Бытует не слишком лестное мнение о ней как об инструменте
ограниченных возможностей. Но, не смотря на это, она продолжает быть популярной,
например, в Англии и, конечно, в Испании. Появляются новые виды гитар,
некоторые даже существенно отличающиеся от тех, к которым привыкли ранее.
В композиторском творчестве намечается некий отход от традиционных методов,
приемов письма, что требует от исполнителей обогащения технических и выразительных
возможностей гитары. Начнем с того, что в начале века, гитарный мастер Антонио де Торрес внес значительный вклад в историю гитары. Он экспериментирует со строением самого инструмента, для того, чтобы придать ему повышенное качество и силу звучания. И у него получается! До сих пор гитары работы Торреса являются эталоном для современных гитарных мастеров. Отныне, все инструменты навсегда приобретают современные, привычные
нам черты - черты классической гитары. Так же они обладают чистым, достаточно
мощным звуком, способным заполнить концертный зал. Огромный вклад в развитие любимого инструмента, внес крупнейший испанский
исполнитель и композитор, Франсиско ТАРРЕГА (1852
- 1909). Фанатичный приверженец гитары, он сочинял, делал переложения
произведений Шопена, Баха, Бетховена, а так же своих
соотечественников - Альбениса, Гранадоса, и все свободное
время посвящал развитию своего мастерства.
После его кончины, отношение к инструменту стало немного другим. Таррега внес огромный вклад в усовершенствование гитары, но, не смотря на это, композиторы отошли от нее: эра композиторов - виртуозов закончена, гитаре предстоит сложный период. И только непосредственные ученики Тарреги - Пухоль, Льобет и другие, продолжают пропаганду любимого инструмента.
Мигель ЛЬОБЕТ ( 1878 - 1938) учился у Тарреги после окончания Барселонской консерватории. Сам Таррега считал его одним из лучших своих учеников. Его выступления имеют успех как в родной Испании, так и в других странах Европы, а также в Советском Союзе. Обладая талантом виртуоза, он добивается мирового успеха. В наследии Льобета - редакция Двадцати пяти этюдов Каркасси, несколько транскрипций и переложений, оригинальные пьесы.
Эмилио ПУХОЛЬ (1886 -1980) - один из самых
знаменитых испанских музыковедов и гитаристов, ученик Тарреги.
Дает сольные концерты в Европе и Америке, преподает в должности профессора
по классу гитары, в Лиссабоне и Барселоне.
Но значительными, поистине революционными изменениями в истории гитары, мы обязаны Андресу СЕГОВИЯ (1893 - 1987) - исполнителю и педагогу. Этот человек дал гитаре то, чего не хватало ей, чтобы изменить мнение о ней, как об инструменте ограниченных возможностей, и достойно стать в один ряд с фортепиано и скрипкой: он дал ей высокохудожественный репертуар. Исполнительское мастерство Андреса Сеговии, его технические приемы вызывают интерес многочисленных музыкантов. И не только гитаристов. Так, известный виолончелист, профессор В. Л. Кубацкий в беседе говорил: "Игра Сеговии многому научила музыкантов. Немало поучительного почерпнули пианисты, скрипачи, виолончелисты. Я оказался во власти его звукового мастерства. Это было звуковое излучение. Изумительное piano, в котором не пропадал ни один звук. Эстетическое наслаждение доставляло его pizzicato. До Сеговии я не понимал pizzicato. Его секрет раскрыл Сеговия". Андресу Сеговия, с его многогранной деятельностью, принадлежит великая
роль в создании всего современного гитарного искусства. Именно благодаря
ему, сейчас гитара - один из самых популярных инструментов. Благодаря
его общению, тесным творческим контактам со многими выдающимися композиторами,
появился современный гитарный репертуар высокого художественного потенциала.
Любой юный гитарист делает свои первые шаги на пути овладения инструментом
именно под руководством школы Сеговия, - это факт, который трудно переоценить. Его влияние испытывает на себе целое поколение гитаристов, таких, как Алирио Диас, Джон Вильямс, Оскар Гилья. Но до тех пор, пока усилия этих виртуозов еще не принесли свои плоды, репертуар гитаристов в основном ограничивался транскрипциями или оригинальными произведениями не очень высокого уровня. Композиторы не писали произведений для гитары, потому что считалось, что все выразительные средства ее можно использовать лишь тогда, когда сам композитор владеет этим инструментом (Берлиоз, "Трактат по инструментовке") а так же отсутствием серьезных исполнителей, - которых, в свою очередь, не было из-за отсутствия серьезного репертуара! Заслугой Сеговии в области развития репертуара можно считать то, что
именно он убедил многих композиторов отказаться от устоявшихся взглядов
и обратиться к сочинениям для гитары. Он лично обращался ко многим композиторам. Первым их них был Федерико МОРЕНО-ТОРРОБА (1891 -1982)
который написал для гитары танцы, ноктюрны, Кастильскую сюиту, Кастильский
концерт и разнообразные характеристические пьесы. Мануэль де ФАЛЬЯ,
по просьбе Сеговии, создал "Памяти Дебюсси". Эйтор ВИЛЛА - ЛОБОС (1887 - 1959) сам гитарист,
охотно пишет пьесы для своего инструмента. Среди его сочинений - Двенадцать
этюдов, Пять прелюдий, Концерт для гитары с оркестром, Сюита в бразильском
стиле, Шоро, пьесы для гитары и флейты, для голоса в сопровождении гитары.
Марио КАСТЕЛЬНУОВО - ТЕДЕСКО (1895 -1968) - первый
композитор XX века, создавший Концерт для гитары с оркестром, а также
Квинтет, дуэты, пьесы для гитары и чтеца. Внес значительный вклад в гитарный
репертуар. Среди его сочинений - два концерта для соло гитары и один -
для двух гитар, а так же "Capriccio Diabolico" ("Дьявольское
каприччио") - дань уважения Паганини и его "демоническому"
таланту, - одно из наиболее трудных для исполнения произведений для сольной
гитары. Многие южноамериканские композиторы также откликнулись на просьбу Сеговии.
Среди них - Мануэль ПОНСЕ (1882 - 1948). Творческое сотрудничество Сеговии с Понсе оказалось исключительно плодотворным.
Понсе посвятил Сеговии Классическую сонату ("Дань почтения Фернандо
Copy"), Романтическую сонату ("Дань почтения Францу Шуберту"),
"Тему, вариации и финал", Этюд, Вальс, Мазурку. Мексиканский
композитор сделал для Сеговии и обработку сочинений А. Скарлатти, Паганини,
Баха. Сравнительно недавно стало известно, что Понсе принадлежит и Сюита,
которую считали сочинением знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса.
Эту Сюиту (Прелюдию, Аллеманду, Сарабанду, Гавот, Жигу) Понсе написал
по инициативе Сеговии, продемонстрировав высочайшее искусство художественной
стилизации. Хоакин ТУРИНА (1882-1949), испанский композитор, представитель так называемой новой испанской школы. Гитарные произведения Турины являются важной составляющей репертуара многих гитаристов. Автор струнного квартета для гитары, а так же "Sevillana", "Fandanguillo", "Rafaga", "Homenaje a Tarrega" и "Sonata ". Гитарные произведения Турины требуют использования всей широты технических возможностей инструмента.
Августин БАРРИОС МАНГОРЕ (1885 -1994) - гениальный парагвайский гитарист и композитор, значение которого было оценено только через 50 лет после его смерти. Ему принадлежит свыше 300 работ -вальсов, хоро, романсов, танцев, сюит, многие из которых причисляются сегодня к числу лучших произведений, написанных для гитары. Среди них выделяется "Una Limosnа por el amor de Dios" ("признание любви Богу", - предсмертное произведение композитора, а так же сюита "La Cathedrаl" ("Собор") где методами простых выразительных средств, передан образ величественного, строгого, (или грустного?..) словно застывшего в вечном раздумье, собора. Следуя трехчастной композиции, "взгляд" слушателя охватывает его полностью, от вершин до основания, и сама музыка похожа на искреннюю, устремленную к Богу молитву…
Хоакин РОДРИГО (1901 -1999), будучи пианистом,
композитором, музыковедом, профессором истории музыки Мадридского университета,
становится известен благодаря двум своим сочинениям: концерту "Аранхуэс"
и "Фантазии для джельтмена" - наиболее популярными произведениями
для гитары. Александер ТАНСМАН (1897-1986), польский
композитор, пианист и дирижер. Один из популярных в 30-40-х годах польских
композиторов за рубежом. В произведениях раннего периода творчества прослеживаются
национальные традиции. Позднее на него оказала воздействие музыка М. Равеля
и особенно - А. Онеггера. Тесно сотрудничал со Стравинским - в их произведениях
можно обнаружить общие черты, но в то же время это два очень разных и
индивидуальных композитора. |
||