«Мое почтение Маэстро Джулиани», или
«Под­слушанный рассказ об одном концерте»

 
У.Мачнева
 

Однажды пришла я в гости к моей подруге, преподавателю ги­тары. Она - человек развитой, современный, и в ее комнате стоял ком­пьютер. В свое время я, в полу-шутку, спрашивала ее – зачем тебе эта штуковина, ты же музыкант?... Но оказалось, что компьютер необхо­дим и музыканту…

У нее было несколько программ, которые позволяли набирать ноты и даже проигрывать их. Я часто заставала ее именно за этим де­лом, а когда мы делились новостями и свежими сплетнями из жизни нас, девочек (собственно, за этим-то я и приходила к ней!), она ставила на прослушивание один из компакт-дисков из ее коллекции гитарной музыки. Гитарой она занималась давно, и коллекция была довольно внушительной. Тут было практически все, что нужно: начиная самыми «классическими» произведениями, заканчивая записями современно­сти.

Я тоже занималась музыкой… давно. Уже и сама не помню, когда в последний раз… Когда-то, я помню, мы шли рука об руку, начиная со школы, через институты, правда, разные, - но потом… Так случи­лось, что путь мой лег не в сторону музыки. Иногда жалела, хотелось вернуться, снова заняться тем, чем хотелось заняться. Просто поиг­рать, послушать, отключиться от всего… и остаться в мире музыки… Но мой инструмент так и остался ждать лучших времен в стороне, за­пертый в матерчатом футляре.

Зато судачить о музыке и жизни, мы могли вволю. Кое-что вспо­миналось, кое в чем чувствовала, что отстала. Но не это главное, а в том, что мне это нравилось…Нравилось вспоминать о том, что было раньше, тогда, когда мы были вместе и «проторивали» свои пути по музыкальным мирам.

… Когда я пришла к ней, музыка уже звучала. С порога я ее слы­шала, и мне понравилось сбалансированное, мастерское звучание ор­кестра и сольной партии гитары. Обычно это очень сложно, - оркестр, как не старайся, в массе больше чем гитара. А тут все было звучно и слаженно, без перекрикивания. Звучал настоящий концерт, такой, ка­ким его задумывал, наверное, автор.

Подруга приветствовала меня и хотела остановить музыку. - Не надо, пусть звучит, - попросила я. – Что это и кто исполняет? - Концерт Джулиани для гитары со струнным оркестром, опус 30. Играет Джон Вильямс и Английский камерный оркестр. … Я знала, что Мауро Джулиани – один из «классиков» гитарной музыки, композитор-корифей, сделавший многое для ее становления как сольного инструмента, в далеком XVIII веке. А еще я знала, что Джон Вильямс считался одним из наилучших исполнителей XX века, названным «принцем гитары». Так что было неудивительно, что му­зыка, принесенная слушателю из глубины веков – уже почти пять сто­летий! – была до сих пор необычайно убедительна, понятна даже мне, человеку далекому от гитарной музыки. Сочетание красоты и кажу­щейся простоты звучания, которое было привычным тому, далекому веку… Это было похоже на признание в любви, старомодное, но очень романтическое… да, пожалуй, так. В нашей современной жизни, с ее бешеным ритмом, машинами, электроникой, «мобилками», телевизорами и компьютерами,… оно было таким чистым и беззащит­ным, что хотелось плакать. Гитара звучала, как голос, рассказываю­щий сказку о своем времени. О том, когда грациозные движения дам и галантность кавалеров, длинные платья с кринолином и высокие при­чески…

Подобное слышится в музыке Моцарта… и этот концерт чем-то напомнил его музыку. Может, этой самой легкостью и спокойствием… Не зря же Моцарт до сих пор, как вечная загадка, привлекает слушате­лей всего мира…

Такая же тайна звучала сейчас и здесь, в согласном движении пас­сажей гитары и аккордов струнных, в их перекличке - а не споре, бе­седе - а не дуэли… Они говорили об одном и том же, они, словно дамы на старинных портретах, спокойно, не спеша беседовали со своими ка­валерами…

Удивительно! Это была та самая настоящая тайна, которая будо­ражит умы слушателей до сих пор, и, наверное, не перестанет это де­лать еще долго-долго… Те же самые ноты, которые используются и сейчас, в музыке, которая окружает нас, в музыке века уже XXI-го… Но, - какая разница!...

Вспомнилось то, что «творится» - в буквальном и переносном смыслах слова, - на эстраде? По себе знаю, - долго не выдержишь, за­хочешь отдохнуть... Да и музыка ли это? Скорее уже – ритм… Может, именно в этом и секрет? Может, увлекшись стремительными темпами жизни и точностью автоматов, всецело окружающих нашу жизнь, - мы забыли, что такое музыка, заменив ее ритмом, темпом, скоро­стью… Мы забыли, что существует еще и Гармония – та самая, кото­рая поражает нас в произведениях искусства старинных мастеров, будь то – картина, скульптура или музыка… Та самая, которая заставляет нас восхищенно замолкать, когда мы видим, чувствуем или слушаем ее… И которую мы прячем от нас самих же – в музеях.

Зачем прячем? Чего боимся? Может, когда мы прикасаемся к их творчеству, где-то в нашем сознании мелькает сожаление об утрачен­ном чувстве гармонии, которым в совершенстве владели древние мас­тера?... По сравнению с которыми мы просто не в состоянии создавать, - а только разрушать…

И куда же мы придем, в таком случае?...

Почему-то так подумалось мне, и, словно сочувствуя моим груст­ным мыслям, зазвучала нежная минорная вторая часть концерта. Ги­тара пела сама, отзываясь на мое настроение, послушная пальцам Мас­тера своего дела… Не в этом ли была его цель, когда он брал ее в руки, - напомнить людям о Гармонии, о том, чего они так тщетно ищут в своей жизни и не находят, потому что не знают, где искать?... Может, стоит просто вернуться к истокам?...

Но, когда зазвучала третья часть концерта, легкая, ажурная, - раз­говор пассажей гитары и нежных голосов оркестра, - мое настроение переменилось. Музыка словно говорила мне – не отчаивайся!... Есть надежда, всегда есть надежда на лучшее, и оно обязательно придет…

Через века говорили струны, и мне слышалось в их разговоре об­ращение к нам… Как это произошло?... В этом – секрет, которому не подвластно время. Секрет двух виртуозов, Мастеров своего дела – итальянца Мауро Джулиани, жившего в далеком XVIII веке, и англи­чанина Джона Вильямса, нашего современника …

Я благодарна вам, Маэстро. За то, что мне пришлось вспомнить – или пережить, быть может, это одно и то же?... За то, что довелось ус­лышать игру, музыку, которая вернула Гармонию в душу.

Я переписала этот концерт для себя и большим удовольствием слушаю его. Очень надеюсь, что я все же смогла понять правильно. Но смогут ли это сделать те, кто живут рядом, мои современники? Или нашествие сумасшедших ритмов заполонит их уши до полнейшего ав­томатизма?... Об этом иногда думалось мне, и я не видела ответа. И все же…

Однажды в гости к нам пришла девочка-подросток. К слову в на­чатом разговоре о музыке, я поставила для нее именно этот концерт. Просто так, не ожидая услышать ничего доброго…

Девочка слушала внимательно. И вот что сказала:

«Я не очень люблю классическую музыку, - но этот концерт мне понравился…»

Пожалуй, на этом и поставлю точку в своем рассказе…

Возврат к оглавлению...
Hosted by uCoz