Новый мир для Маленького Исполнителя, или
Какой ты, - Учитель?

 
У.Мачнева
 

В музыкальную школу детей, чаще всего, приводят по настоянию родителей. Очень распространен вариант, что мама или папа сами всю жизнь хотели играть на выбранном ими инструменте, и очень надеялись, что если по каким-то причинам не получилось у них, получится у ребенка.

 

Становление будущего прекрасного музыканта происходит именно здесь, в школе.
Или не происходит, оставив после себя уйму неприятных воспоминаний о часах, проведенных лишь-бы-прошло--время, для мамы, и навсегда - неприязнь при упоминании одного только слова - музыка. А тем более - музыкальная школа, с множеством совершенно неинтересных, "скучных" предметов типа сольфеджио и музыкальной литературы, где заставляли учить совершенно неинтересные даты рождения разных сочинителей музыки…

Успех отчасти зависит и от правильной организации занятий: в школе, под руководством педагога, и дома, - что немаловажно, - с помощью родителей или воспитателей самого ребенка.

 

Любой педагог, несущий семена своих знаний на почву детского восприятия, надеется, что со временем семена эти прорастут, принеся прекрасные цветы, - плоды усилий самого педагога, и его ученика. И самой лучшей наградой для преподавателя, всегда будет успех его воспитанника, - будь то академический концерт или выступление на широкой публике.

 

Есть множество методик, множество книг по психологии, педагогике и всего, что касается непосредственно учебного процесса. Все книги, конечно, перечитать практически невозможно (если не задаваться такой целью), - но в целом, когда идет работа с учащимися или студентами, преподаватель, несомненно, обязан знать правила построения занятий как таковые.

 

На плечах учителей музыкальных школ лежит большая ответственность - открыть ребенку огромный мир музыки, прекрасный, яркий и сложный одновременно, помочь ему не запутаться в нем, и… полюбить его. Также, если возможно, научить его не бояться выступлений на сцене, перед аудиторией - не бояться, а с удовольствием играть для тех, кто пришел его послушать. Однако, при этом, следует научить его, не заразиться опасной и неприятной для него самого в первую очередь, "звездной болезнью", загордившись собственными результатами.

Как же научить ребенка всему этому? Вопрос довольно сложный, но очень интересный. Попробую исходить из собственной практики занятий и наблюдений на уроках.

 

Вот шести - семилетние ребята вошли в класс гитары. За ними следуют заинтересованные происходящим родители - посмотреть, что же будет дальше, как пройдет знакомство ребенка с новым для него миром нового инструмента.

А так же - какой преподаватель, что он собой представляет, и чему может научиться у него любимый ребенок.

В наличие - инструмент, чаще всего, школьная гитара. Дети с предвкушением чего-то нового и пока интересного для них, пробуют перебирать струны, трогают лады, пытаются сразу же сыграть что-то перебором, как те, кто играют на гитаре у них во дворе...

 

Это хорошо, даже если ребенок взял ее в руки далеко не так, как надо.

В это же время можно (и нужно!) пообщаться с родителями, расспросить их, узнать, почему решили отдать ребенка в музыкальную школу, на обучение гитарой в частности, а так же - есть ли у них инструмент для домашних занятий, какого качества, с каким струнами; и помогают ли ему родители при выполнении домашних заданий. Вот основные параметры, которые важны для меня при первом знакомстве.

А что же дальше?

 

А дальше педагог должен познакомить поближе двух будущих друзей - Маленького Исполнителя и Гитару, чтобы потом, в течение долгого времени, они смогли образовать прекрасную пару.

Показ возможностей инструмента, раскрытие всей красы ее звучания - от нежнейших флажолетов, от красоты тремоло, от мягких переборов струн до бурного, современного, яркого исполнения пьесы в быстром темпе…

Любой педагог, открывая мир Госпожи Гитары, должен иметь в запасе хотя бы несколько таких произведений. И, хотя учащемуся обязательно захочется заиграть так же красиво и быстро, как это только что сделали вы, нужно рассказать ему, что путь к дружбе с гитарой не быстр и не легок. Так же, как настоящая дружба, он проявляется только через трудолюбие, терпение и желание понять и научиться.

 

И, конечно же, отвечая на правомерный вопрос ученика, сказать, что такое возможно и для него, если он будет прилежным в своем пути.

Потом будет многое - взаимное общение, терпеливые объяснения учителя и пробы сыграть самому. Сколько раз я слышала из их уст: "Я сама, не надо мне помогать!"…

Это трогательно, наивно, но приятно, потому что, если у маленького исполнителя получается сделать так, как было нужно, - сделать самому то, что хотел от него педагог (особенно если учитель искренне рад его маленькому успеху и хвалит его за это), то этот успех закрепляется надолго, и, запоминаясь, вызывает желание еще и еще раз сделать так, чтобы заслужить похвалу учителя.

 

Ребенок старается, но мастерство не всегда подчинено слабеньким еще пальчикам.

Три необходимых слова в учительской работе могут повести общение и обучение игре, по правильному пути - пути проб, возможно, ошибок, но не разочарований. Три необходимых слова, помимо общих сведений по педагогике и построению обучения, неотрывно связаны с любым из уроков. Слова, которые, по моему мнению, педагог обязан п о м н и т ь на протяжении всей своей деятельности. (Если этот педагог хотел бы считать себя хорошим преподавателем).

 

Два из них я скажу сразу. Это - терпение и похвала.

Похвала - это радость, великий стимул для дальнейшей работы. Это бочка меда, в которой, возможно, и есть капелька дегтя - то, что необходимо исправить, над чем еще необходимо поработать и учителю, и ученику.

Терпение - это качество, которое не каждому дается с рождением. Но если ты стал на трудную (если не сказать - одну из самых трудных) дорогу - быть Учителем, то это необходимо жизненно, как воздух. Ведь не всегда дети делают правильно, слушают, хотят делать то, что надо делать на уроке. Иногда задают "глупые" вопросы… Да и сами учителя - тоже живые люди, и у них иногда бывает плохое настроение, плохое самочувствие, неприятности, от которых болит голова - в прямом и переносном смысле слова, а тут еще и непонятливые дети, иногда к тому же задающие совершенно "глупые" вопросы…

Ты - Учитель. Ты - образец для подражания, а если повезет, еще и Любимый Учитель. И это всегда надо помнить, приходя к детям.

 

Не следует срываться на них. Считаю, это самая большая ошибка Учителя. Лучше просто попросить ребенка что-то сделать (например, проиграть пьесы, которые он уже выучил), а самому промолчать какое-то время, наблюдая за ним.

Кстати, о вопросах. Детское восприятие мира вокруг совсем не такое, как его видит взрослый. Пусть дети задают вопросы - глупые, неумелые, не совсем точные, на которые так сложно подобрать нужные слова для правильного ответа… Я считаю, если ребенок задает на уроке вопросы о том, что его интересует, - это большая удача педагога: значит, он сумел заинтересовать маленького человека своим предметом…

Постарайтесь ответить, пусть даже не так, как хотелось бы. Не получится, - попробуйте вместе с любознательным учеником. Чаще всего ответ найдется, и еще одна тайна будет открыта, а Ваш ученик в очередной раз скажет дома: "А мы сегодня с моей любимой учительницей узнали вот что…" И он будет рад, очень рад этому, а Вы получите еще каплю признательности к Вам и Вашему предмету…

Про третье же слово я скажу чуть далее. (А может, Вы сами догадаетесь?…)

 

Некоторые методики рекомендуют начинать занятия с детьми еще с пятилетнего возраста. В этом есть свои плюсы и минусы. Достоинство работы с младшим возрастом - то, что дети хорошо воспринимают, потому что им интересно. Некоторой отрицательной чертой таких занятий является то, что внимание ребенка в этом возрасте не может долго удерживаться на одном, и соответственно занятия не могут быть продолжительными (т. е. не более 20 минут)

В шести-семи летнем возрасте дети способны на более долгий срок сохранять внимание, а яркость восприятия остается той же. Этим можно воспользоваться при работе. Например, объясняя шестилетней девочке, что пальчики левой руки на первой струне не должны "лежать", а стоять ровненько, я назвала неправильное положение "пьяными пальчиками", которые лежат на дороге, и это очень некрасиво. С тех пор этот термин остался в применении, и позже мне не нужно было уже многословно объяснять, как нужно исправить положение пальцев, если она их неправильно ставила.

 

Также я считаю необходимым сразу же, начиная работу с детьми в классе гитары, объяснить им, что такое "хороший звук", и чем он отличается от трескучего или глухого. Для этого я тоже привела сравнение, рассказав, что гитара, с помощью ее хозяина, может петь, если пальчик ей в этом помогает, если стоит так, что звук получается легким, звонким и длинным. Можно объяснить на сравнениях, где звук красивый, а где глухой, незвучащий, и показать, какую роль в этом играют пальчики. Надо обратить внимание ребенка на то, как он ставит пальцы, какой получается звук и научить его сразу же слушать собственные ноты. Если этого не сделать, например, увлекшись исправлениями текстовых ошибок, то ребенок может привыкнуть к тому, что нота, взятая им на грифе, но не прозвучавшая мелодически (нечетко прижатая к грифу, плохо поставленная и т. д.), так и должна звучать, и в дальнейшем не станет исправлять звуковые недостатки. Это должно привиться педагогом с самого начала, с первых занятий с инструментом.

 

Работа, необходимая для достижения хорошего звука, происходит с помощью обеих рук, и иногда хорошо применить раздельную работу, - т. е. если есть недостатки в правой руке, в звукоизвлечении, то поработать без текста, просто на открытых струнах, чтобы была возможность ребенку самому, не отвлекаясь, проследить то, что он делает.

Немаловажным в школьной работе является и качество самого инструмента. Есть несколько параметров, которые ОБЯЗАНЫ быть примененными к гитаре, на которой играет ученик. Это должна быть гитара не с железными струнами (для которой характерно более тяжелое натяжение струн и другое звукоизвлечение, неподходящее для школьной, профессиональной работы), и этот инструмент должен подходить ребенку по внешним параметрам. Хотя детям лестно "побренчать" на гитаре большого размера, для качественных занятий она не подойдет: это будет борьба ребенка с большим для него инструментом, а не работа над музыкой. (Другое дело, иметь такую гитару "на вырост", когда ученик подрастет и сможет за нее взяться).

 

…И вот все ближе подходит ответственный момент - выступление. Сцена, люди, взгляды, направленные на тебя, тишина… Результат: страшно перепуганный ребенок, руки дрожат, пальцы плохо слушаются, слух отмечает каждое движение, каждый шорох в зале, где сидит строгая комиссия или слушатели…. И - оценка на балл или даже два, ниже той, на которую рассчитывали, занимаясь в классе. Пусть даже правомерно рассчитывали…
Стресс, разочарование, обида… И дальнейшие занятия на уже не таком любимом инструменте, тихонечко отходят в сторону, замещаясь чем-то более приятным для души…

Знакомая ситуация?…

 

И в этой ситуации все - в руках Педагога. В опытных, ласковых, строгих и справедливых. Иначе исчезает само понятие этого слова, его изначальная сущность. Педагог - тот, кто учит детей ходить…

Научить его "ходить" - не самая простая задача. Но вполне выполнимая.

Пока ребенок еще мал, он не боится выступать. Наоборот, сыграть маленький концерт для мамы с бабушкой или соседей, - для него приятно, потому что такой концерт никогда не получится плохим. (Правда, здесь существует другая опасность, о которой я упомяну далее).

Постарайтесь развить это. Попросите его сыграть для других учеников класса. Пригласите педагогов - соседей, - пусть они посидят, послушают.

 

Но при этом обстановка должна быть почти сценическая. Пусть маленький исполнитель почувствует себя так, как будто он выступает в большом зале, среди множества незнакомых зрителей. Научите его сценическому поведению (но не превращая его в театральное выступление!…)

Это поможет ему быть готовым к вниманию со стороны, а так же с большего расстояния (в отличие от обычных уроков, где практически всегда учитель находится очень близко от ученика). Таким образом, учащийся будет подготовлен к неожиданностям сценических моментов.

Что же до другой стороны этой медали (я говорю о тех концертах, которые исполняются "для мамы"), то это тоже сложный вопрос. С одной стороны, ребенку это действительно нужно. С другой стороны, для мамы, бабушки или дяди Васи, присутствующим на таком концерте, результат всегда будет положительный, вызовет гордость и обязательные захваливания. Именно эти "захваливания" и представляют собой опасность.

Ребенок привыкнет, что дома он все и всегда делает хорошо. Но когда придет на урок и учитель попробует исправлять что-то, - например, недостатки посадки, (которая дома может быть довольно свободной формы, если за этим, помогая и ученику, и учителю, не следят родители), то такие слова покажутся ему несправедливыми придирками со стороны учителя. В результате - капризы, обиды и неприязнь на всю жизнь при одном только упоминании слова "занятия музыкой"…


А ведь постановка инструмента при игре так же важна, как и само музыкальное воспитание! Посадка - это свобода рук, пальцев; а если ребенок сидит лицом в одну сторону, гитару держит в другую, а ноги повернуты в третью, потому что так ему "удобнее", то какая может быть свобода пальцев! А отсюда - излишнее напряжение при игре, плохой звук и все остальное… Если это продолжается довольно долго, то так же скоро ему просто станет неинтересно играть, и он забросит занятия.

В этом и заключается обязанность родителей. Пусть они не пожалеют времени сходить в школу, поговорить с учителем, посидеть на занятиях. Таким образом, они будут знать то, за чем действительно нужно следить, чтобы помочь ребенку в освоении игры. Знать самим, а не со слов неопытных еще юных гитаристов, знать хотя бы самое основное, что необходимо для будущего музыканта (каким, конечно, они и мечтают его видеть).

Конечно, прекрасный вариант, когда кто-то из родителей - сам педагог. Тогда можно быть спокойным за домашнее развитие ребенка: в помощь занятиям в школе придет незаметная со стороны, но нужная поддержка "домашнего" педагога.

 

Есть еще один фактор, немаловажный, по моему мнению, - это работа в классе. Кроме традиционного построения урока, как-то: проверка домашнего задания, изучение нового и закрепление материала, я считаю необходимым немного расширить рамки внутренней работы на уроке. Вместе с работой над технической стороной музыкального произведения, ребенок должен знать о его характере, знать, каким образом нужно выявить этот характер, с помощью каких средств. Пусть учитель попробует расширить рамки представления об этом произведении, подключив к изучению самого ученика. Пусть сам маленький музыкант попробует сказать, что означает название произведения, какой образ придает оно пьесе, (а если получится - то и что означает сам этот образ: например, какими характерными чертами обладает жанр, если он указан в названии), а так же - каким образом можно сделать эту пьесу выразительней, понятней слушателю. Потом, когда пальчики ученика будут более знакомы с текстом, можно рассказать, как сделать пьесу интересней с помощью штрихов и динамики.
Можно пока не объяснять ребенку, что такое штрих, а можно и рассказать, если педагог увидит, что ученик сможет правильно понять это. Помочь ему понять, можно довольно легким способом, - сравнить музыкальную речь, выражением которой является пьеса, с речью обычной, где применяются знаки препинания для того, чтобы сделать ее выразительной.

 

Так же немаловажен момент воспитания восприятия своей игры как бы "со стороны". Попробуйте научить ребенка слышать, как он сам играет, обратить внимание на особенности своего звукоизвлечения. Иногда я показываю, на что похож его звук, с помощью интонационной имитации его игры голосом, а потом, для сравнения, даю правильный вариант.

 

Из практики наблюдений за выступавшими на сцене детьми я сделала вывод о том, что внешняя сторона, "оформление" самого выступления, так же играют большую роль в его восприятии. Дети иногда, еще не успев как следует сесть на стул, не успев поправить одежду и правильно поставить руки, спешат начать играть. Кроме того, что это смотрится не очень эстетично, еще приносит не совсем положительное впечатление о самой игре, так как внимание слушателя не успевает воспринять первые, скомканные вследствие спешки, такты. Я считаю, что будущему музыканту обязательно нужно рассказать, как нужно выйти, поклониться, сесть и начать игру, пусть в его исполнении, в начале обучения, это будет смотреться несколько неумело. Кроме этого, эти мгновения могут помочь ему самому, - их может вполне хватить, чтобы маленький гитарист успел немного успокоиться перед исполнением (потому что, несомненно, волнение будет присутствовать при каждом выступлении, - будь то академический концерт или просто проигрывание программы "начистую").

 

Многие факторы определяют дальнейшую судьбу музыканта, и от них так сильно зависит, станет ли ребенок им, на радость родителям и учителям. Подрастая, меняется маленький человек, постепенно становясь взрослее, и меняется его внутренний мир.
Но одно знаю точно: то, каким увидел свет ребенок, запомнится, пройдет через всю жизнь, не меняясь, даже если он сам не сможет это осознать.

Научите ли Вы его доверять себе…

Вот оно - то самое третье слово-понятие.

Первый учитель станет или лучшим другом, или… скажем, просто человеком, встретившимся на пути жизни.
Быть Учителем - огромная ответственность. Научить ребенка доверять себе, - это большая радость. И - если это получилось...

Не открою никакой Америки, еще раз напомнив о том, что наибольшая радость для учителя - успех его ученика.

 

Любите и несите свой свет в мир маленьких интересных людей, дорогие Учителя!…

Возврат к оглавлению...
Hosted by uCoz