АВГУСТИН БАРРИОС: «МИЛОСТЬ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ» |
У.Мачнева
|
|
… Жизнь и Смерть, Творчество и Равнодушие, Человек и Природа, Бог и Человек… Понятия эти касаются самых глубоких наших духовных истоков. Наверное, нет человека, совсем равнодушного к этой тематике. Каждый, возможно, хоть раз в жизни задумывался об этом, пусть на кратное мгновенье, задавая себе вопрос: «Кто я? Для чего я живу на свете?»… Люди всегда пытались передать свои впечатления, посредством творчества. Множество творческих людей во все времена, вдохновляли на создание шедевров произведений искусства, вечные темы. Тема Человека. Тема Природы. Тема Любви. Тема Бога… Создавались произведения, - начиная от отдельных малых пьес, до крупных форм; от написанных для инструмента (или голоса) соло, - до больших составов, включающих в себя по несколько хоров, оркестров, множества инструментов. От древнейших напевов через всю историю музыки проходят трактовки, музыкальные и художественные видения религиозных, библейских сюжетов или того, что их окружает. Многие из этих произведений знакомы широкой публике, эти мелодии узнают, играют, поют… Для нашего любимого инструмента тоже было создано множество произведений, начиная с миниатюр и заканчивая большими концертами для гитары с оркестром. Но не так уж много найдется композиторов - гитаристов, в чьем творчестве есть произведения, которые можно назвать посвященными Богу.
Августин Барриос Мангоре (23.05.1885-7.08.1944), гениальный парагвайский гитарист- виртуоз, значение которого в полной мере было оценено спустя почти 50 лет после его смерти, является одним из таких редких композиторов. … Об Августине Барриосе было сказано многое. Его творческое наследие являет миру множество произведений в рукописях и в записях. Они справедливо признаны шедеврами гитарного искусства. Барриос любил читать, интересовался философией, писал стихи, говорил на нескольких языках. В юношестве занимался журналистикой и рисовал. Он сам называл себя «братом тем средневековым трубадурам, которые, в своей славе и отчаянии, находились в романтическом безумии»… Он один из первых среди гитаристов начал записываться на музыкальных студиях. В этих записях, Барриос показывал себя как великолепного интерпретатора не только собственных произведений, но и классических. В числе его достижений было то, что он первым исполнил все лютневые сюиты Баха на гитаре. Как исполнитель, он практически расширил возможности гитары соло, используя все шесть струн и 19 ладов, чего до него никто не достигал. (Это можно наблюдать, например, в его «Парагвайском танце» или в «Un sueno de la Floresta»). Лео Брауэр так отзывался о Барриосе - композиторе: " Барриос – это новое открытие в основном репертуаре гитары. Он заполнил тот разрыв в искусстве, который никогда не заполнялся романтиками. Некоторые могут это оспаривать, потому что он писал романтическую музыку в современный период. Но так же и Бах продолжал писать великолепную музыку в стиле барокко, после того, как период барокко подошел к концу, Барриос писал утонченную романтическую музыку немного позже того, как она прошла по Европе. Он внес новшество в гармонический язык XIX столетия, которое могло быть достигнуто в более поздний промежуток времени, вне «периода»… А вот что сказал Джон Вильямс: «Барриос был несколько своенравен в написании и последующем сохранении своей музыки; только в недавнем времени большинство его пьес было найдено и собрано его друзьями, а так же переложено с его ранних записей. Я очень благодарен Карлосу Пайету из Сан-Сальвадора (где Барриос одно время работал как профессор по классу гитары в Национальной Консерватории, - У.М.) который предоставил мне множество неопубликованных произведений. К тому времени одно или два произведения были известны и опубликованы, но неожиданное появление таких прекрасных пьес вызвало мой непрерывный интерес, энтузиазм к Барриосу как одному из самых сильных личностей нашего инструмента».
Он был новатором: для дискантовых струн своей гитары он использовал стальные струны, но придумал способ, помогающий звуку приглушить металлический призвук. Он использовал маленькие кусочки карандашного ластика, поставляя их под струны у нижнего порожка. Струны вибрировали достаточно для того, чтобы звук не воспринимался как металлический. Так было сделано большинство записей. Многие аспекты его жизни имели влияние на стиль его сочинений. Он любил свою родину, и в основе многих из его композиций - фольклорные песни из многих стран Латинской Америки. Например, Шоро - из Рио-Де-Жанейро, Танго – из Аргентины, «Куэкос» – из Чили… и так далее. Стиль его сочинений обладал необычным музыкальным языком. Он был эклектичен: Барриос «собирал» в своих произведениях гармонии и ритмы барокко, романтической и классической эпохи, - и мог поместить этот материал в популярные ритмы и формы. Так как он сам делал переложения Баха и Бетховена, Шопена и Шумана, - их стиль оказывал свое влияние на его творчество. «Romanza en Imitaci? al Violoncello», «Estudio de Concierto», «Mazurka Apasionata», «Allegro Sinf?nico» – эти пьесы говорят о таком влиянии, при этом являясь самостоятельными художественными произведениями. Барриос очень любил Баха. Делая транскрипции его произведений для гитары, композитор мог лучше понять его гармонический язык, и это помогало ему создавать в стиле Баха, посвящать ему пьесы. Его Прелюдия g-moll (соч. 5, № 1) написана в форме прелюдии барокко. … «Как прекрасно, совершенно, Бах поднимает нас к Вечности…» так отзывался о нем Барриос. Он стал мастером в имитации стиля музыки Баха. Но Бах писал для разных инструментов: виолончели, клавира и лютни, что создавало бы определенные идиоматические проблемы, будучи исполняемо на гитаре. Преимущество музыки Барриоса, в том, что она комфортабельна для исполнения на гитаре. Она написана гитаристом, для гитары и поэтому более постигаема. Давая концерты практически по всей Латинской Америке, Барриос оказывал большое влияние на гитаристов. В Венесуэле, в доме гитариста Рауля Боргеса, его игру впервые услышал юный Антонио Лауро. Эта встреча сильно повлияла на будущего композитора, которого впоследствии причислят к числу наиболее крупных композиторов ХХ века, писавших для гитары. Лауро так отозвался о своем знакомстве с Барриосом: «…Я был покорен гитарой после того, как услышал игру величайшего гитариста-виртуоза, которого когда-либо знал мир, Августина Барриоса Мангоре. Он приехал в Каракас и дал несколько сольных концертов, и я не могу поверить: то, что он делал с инструментом… это такое чувство полифонии. Его игра так меня увлекла, что я решил взяться за гитару и учиться". Музыка его во многом развила технику игры на гитаре и вывела ее на более высокий уровень. Она охватывает все виды классической техники игры на гитаре – гаммы, арпеджио, тремоло, яркие эффекты. Его этюды тремоло – «Un Sueno de la Floresta”, ”Contemplacion” и Una Limosna Por Amor de Dios” развивают технику тремоло еще более, чем, например, «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги. И одновременно можно сказать, что эти произведения вышли за рамки обычного концертного этюда. Использование низкого и среднего регистра очень полифонично. Барриос не просто дает большому пальцу гармонический аккомпанемент, но превращает его линию в прекрасную мелодию, подчеркивающую и оттеняющую все произведение. «Un Sueno de la Floresta», является одним из лучших тремоло, с его запутанными внутренними ведениями голосов и расширением функций левой руки. Использование 19 лада, которое сейчас вполне распространено, тогда было находкой Барриоса.
При рождении ему дали имя Августин Пио Барриос, но начиная с 1930 года, он известен публике как Августин Барриос Мангоре, или Вождь Нитсуга. Барриос действительно был индейцем по линии матери. Он рос в местности, которая исторически и культурно находилась под влиянием древних народных обычаев индейцев Гуарани. В этой местности охотнее говорили на языке гуарани, чем на испанском; здесь процветали уникальные обычаи и нравы. Именно народная музыка, присущая месту его рождения, впервые открыла ему суть самого понятия о музыке. В 1930 году Барриос начал выступать перед публикой в совершенно отличном от традиционного концертного смокинга. Он использовал одежду племени Гуарани, в сочетании с перьями и украшениями. Сцена нередко украшалась пальмами, чтобы создать экзотическую атмосферу джунглей, а сам Барриос объявлял себя как «Вождь Нитсуга Мангоре – Паганини гитары из джунглей Парагвая». («Нитсуга» – этот творческий псевдоним Барриоса, его имя, прочитанное справа налево, был придуман для него одним из его друзей, а Мангоре – имя одного из исторических индейских вождей). Его выход всегда был ярким, запоминающимся. В своем костюме индейского вождя, Барриос проходил на сцену и произносил: «ТупА, главный дух и заступник моего народа, однажды обнаружил меня в зеленом саду, восхищенно созерцающем природу. «Возьми эту волшебную шкатулку, - сказал он, - и раскрой ее секреты». Заключив в нее песни и дыхание растений, он оставил ее в моих руках. Следуя совету Тупа, я поднес ее к своему опечаленному сердцу, и много лун прошло через гребень бегущей волны. И однажды ночью Йаси – Луна, наша мать, -отразилась в кристальной воде, почувствовал печаль моей индейской души, и подарила мне шесть серебряных лунных лучей, чтобы я мог раскрыть секреты шкатулки. И произошло чудо: из глубин шкатулки вырвалась чудесная мелодия самых прекрасных и чистых природных голосов Америки!» После этого он садился и играл репертуар от Баха до популярной фольклорной музыки. Все это было сделано для того, чтобы создать непринужденную атмосферу, и в то же время служило данью уважения и почтения его предкам.
Побуждающим влиянием на многие произведения Барриоса являлась религия. Но его убеждения были скорее теософическими, чем строго католическими. Ричард Стовер в своей книге « Шесть Серебряных Лунных Лучей: Жизнь и времена Августина Барриоса Мангоре» (Clovis, CA: Querico Publications, 1992), так говорит о Барриосе: «Для него Бог и Природа – неотъемлемые части одного целого, а Человек, будучи частью Природы, является частью Бога». Бразильская газета «Jornal do Recife» опубликовала в январе 1930 года интервью, в котором содержались мысли и высказывания Барриоса о религии: «…Если брать во внимание несколько моих религиозных воспитаний, мой примитивный пантеизм подталкивал меня к теософии, которая отличается самым гуманистическим и философским содержанием. Я верю в неизменные законы Природы. Мою душу наполняют добро и гуманизм, как верное завершение всего сущего…» … «Cобор». «La Cathedral». Эта музыка никого не оставляет равнодушным. А почему? Какие чувства, мысли, ассоциации, возникающие при прослушивании «Собора», привлекают, заставляют слушать, понимать?… Почему привлекает стольких исполнителей? Собор. Величественное, прекрасное здание. Они – разные по всему свету, разная архитектура, строение, украшения… Одно у них общее: Собор – это всегда место, где человек может проникнуться мыслями о Вечном, о Боге. Храм Бога. И, приходя к нему, даже самый нерелигиозный человек может это почувствовать. Особенно, если над башнями Собора в воздухе летит прозрачный звон колоколов, привлекая внимание, словно изымая из обыденности, спешки, суеты жизни. Особенно, если внутри Собора звучит орган, и эхо прекрасных созвучий музыки Баха, летит к куполам… Таким предстает перед нами, слушателями, «Собор», одно из самых популярных среди исполнителей, произведений. Его можно встретить в репертуаре любителей, начинающих исполнителей и заслуженных профессионалов гитары… Говорят, на создание этого шедевра Барриоса вдохновило посещение Собора Святого Йозефа (Cathedral of San Jos?) в городе Монтевидео. Композитор своим сочинением, преступил границу простого подражания, и создал музыку истинно религиозную… Три части «Собора» уже в самих названиях, говорят сами за себя. Prelude, Andante Religioso, Allegro Solemne. Первая часть, написанная гораздо позже остальных (Барриос создал ее спустя 19 лет) тем не менее, прекрасно создает образ высоких башен… и летевшее над землей прозрачное, призывное звучание колоколов, устремленных в спокойное синее небо… Неторопливые, строгие аккорды Andante Religioso. Композитор воссоздал имитацию, отзвуки услышанного органа. Органист в соборе играл Баха… «Как прекрасно, совершенно, Бах поднимает нас к Вечности…» Но, покидая спокойную, духовную атмосферу Собора и выходя на улицу, люди снова окунаются в торопливую, так быстро пробегающую жизнь за его пределами. Колокола Собора продолжают звучать над бегом шестнадцатых нот суетливой обычной жизни… Говорят, что в «Соборе» Барриос представляет некоторые элементы Баховского контрапункта. Привлекает интерес и формообразующая деталь: относительно небольшие по размеру первые пьесы – портрет самого собора, и быстрая техническая, завершающая часть, по времени звучания превосходящая Прелюдию и Анданте. Это, наверное, чтобы нам, слушателям, было бы время подумать, вникнуть, понять, не проходя равнодушно мимо… Как бы там ни было, «La Cathedral» навсегда останется одним из самых ярких, обладающих виртуозной техникой, глубоко эмоциональных произведений, присутствующих в репертуаре гитаристов…
…Как уже было сказано, Барриос был прекрасным поэтом. Среди его поэм есть одна, в которой Августин выражает взгляд на себя и на свою жизнь странствующего артиста: …Как стремительны повороты судьбы! В буре событий я двигаюсь, Подчиняясь неизбежности, Танцуя в сумасшедшем ритме Четырех ветров планеты! Моя страсть не знает отдыха, В моей бродячей неопределенной жизни Искусство освещает мне путь, Как фантастическая комета! Я брат тем средневековым трубадурам, Которые страдают от романтического безумия. Так же, как они, когда умру, Только Бог будет знать, В каком далеком пристанище Я найду свою безвестную могилу!
…Яркие, эмоциональные, танцевальные, романтические - его произведения. Они кажутся такими разными. Слушая его музыку, можно подумать, что жизнь его была так же ярка и красочна… но это не так. Барриос испытывал и нужду, и болезни. Сам образ Нитсуги Мангоре, в котором он выступал перед публикой, был создан для того, чтобы привлечь аудиторию на концерт, в таких условиях он зарабатывал себе на жизнь, выступал, просто, чтобы выжить… Последние годы Барриос прожил в Сальвадоре, сочиняя музыку, преподавая гитару и выступая на концертах. Вся его жизнь была одним большим путешествием-концертом. Иногда слабое здоровье не позволяло ему выступать, делая невозможной работу по заключенным контрактам. Но желание выступать, вести концертную деятельность не покидало его, и во всех его произведениях живет воодушевление, они искренне открыты слушателю. …Последняя из его композиций. Предсмертная… Он знал, что его смерть близка, но воспринимал это спокойно. Он готовился к этому, работая над этим произведением. Ее нельзя даже назвать простым произведением. Она – особенная. И даже не потому, что является своеобразной «жемчужиной» мастерства композиторского стиля Августина Барриоса. Написанная в виде пьесы-тремоло, она напоминает концертный этюд. Но на самом деле, никак не является этюдом. И никогда не была «этюдом» задумана. В ней, как и в других его, мастерски написанных произведениях, мелодия сопранового голоса, полифонична, перекликается, ведет свою линию в дуэте с нижним. Это прекрасный дуэт, и он откроется вам, если вы его услышите как слушатель, как исполнитель… Но даже не этом дело. «Una Limosпa por el Amor de Dios». Даже само название, переводят в различных вариантах: «Последнее тремоло», «Признание любви Богу», «Хвала милости Господней»… Лично мне очень нравится последнее название. Можно было бы сказать, что оно и есть то, что имелось в виду. И все же, дословно, Барриос нарекает ее «Милостью во имя любви к Богу»… Милость. Милостыня, поданная нищему, постучавшемуся в ваши ворота. Так стучится в двери начальный мотив, тихий и скорбный, услышанный далее в мелодии нижнего голоса... Сможет ли ваша душа отказать этому нищему?… Кто же он, смиренно стучащийся в наши сердца и души? Не сам ли Христос?.. Обращение к Богу видится в нисходящем, молящем вздохе первых же нот верхнего голоса. И зазвучала смиренная песня-молитва, поддержанная столпами звучащего в нижнем голосе, начального мотива. Заключительные такты прекрасного тремоло вновь выводят наш взгляд и слух ввысь, в чистоту неба, … к Богу. Надежда на лучшее звучит в заканчивающей, мажорной части. Надежда на то, что жизнь, отданная служению искусству, людям, не была напрасной. Надежда – и вера в гуманизм и добро, которые были девизом Августина Барриоса Мангоре, в течение всей его яркой, творческой жизни благородного Трубадура гитары…
12. 07 / 2006 |
|