«Мое почтение Маэстро Джулиани», или
|
У.Мачнева
|
|
Однажды пришла я в гости к моей подруге, преподавателю гитары. Она - человек развитой, современный, и в ее комнате стоял компьютер. В свое время я, в полу-шутку, спрашивала ее – зачем тебе эта штуковина, ты же музыкант?... Но оказалось, что компьютер необходим и музыканту… У нее было несколько программ, которые позволяли набирать ноты и даже проигрывать их. Я часто заставала ее именно за этим делом, а когда мы делились новостями и свежими сплетнями из жизни нас, девочек (собственно, за этим-то я и приходила к ней!), она ставила на прослушивание один из компакт-дисков из ее коллекции гитарной музыки. Гитарой она занималась давно, и коллекция была довольно внушительной. Тут было практически все, что нужно: начиная самыми «классическими» произведениями, заканчивая записями современности. Я тоже занималась музыкой… давно. Уже и сама не помню, когда в последний раз… Когда-то, я помню, мы шли рука об руку, начиная со школы, через институты, правда, разные, - но потом… Так случилось, что путь мой лег не в сторону музыки. Иногда жалела, хотелось вернуться, снова заняться тем, чем хотелось заняться. Просто поиграть, послушать, отключиться от всего… и остаться в мире музыки… Но мой инструмент так и остался ждать лучших времен в стороне, запертый в матерчатом футляре. Зато судачить о музыке и жизни, мы могли вволю. Кое-что вспоминалось, кое в чем чувствовала, что отстала. Но не это главное, а в том, что мне это нравилось…Нравилось вспоминать о том, что было раньше, тогда, когда мы были вместе и «проторивали» свои пути по музыкальным мирам. … Когда я пришла к ней, музыка уже звучала. С порога я ее слышала, и мне понравилось сбалансированное, мастерское звучание оркестра и сольной партии гитары. Обычно это очень сложно, - оркестр, как не старайся, в массе больше чем гитара. А тут все было звучно и слаженно, без перекрикивания. Звучал настоящий концерт, такой, каким его задумывал, наверное, автор. Подруга приветствовала меня и хотела остановить музыку. - Не надо, пусть звучит, - попросила я. – Что это и кто исполняет? - Концерт Джулиани для гитары со струнным оркестром, опус 30. Играет Джон Вильямс и Английский камерный оркестр. … Я знала, что Мауро Джулиани – один из «классиков» гитарной музыки, композитор-корифей, сделавший многое для ее становления как сольного инструмента, в далеком XVIII веке. А еще я знала, что Джон Вильямс считался одним из наилучших исполнителей XX века, названным «принцем гитары». Так что было неудивительно, что музыка, принесенная слушателю из глубины веков – уже почти пять столетий! – была до сих пор необычайно убедительна, понятна даже мне, человеку далекому от гитарной музыки. Сочетание красоты и кажущейся простоты звучания, которое было привычным тому, далекому веку… Это было похоже на признание в любви, старомодное, но очень романтическое… да, пожалуй, так. В нашей современной жизни, с ее бешеным ритмом, машинами, электроникой, «мобилками», телевизорами и компьютерами,… оно было таким чистым и беззащитным, что хотелось плакать. Гитара звучала, как голос, рассказывающий сказку о своем времени. О том, когда грациозные движения дам и галантность кавалеров, длинные платья с кринолином и высокие прически… Подобное слышится в музыке Моцарта… и этот концерт чем-то напомнил его музыку. Может, этой самой легкостью и спокойствием… Не зря же Моцарт до сих пор, как вечная загадка, привлекает слушателей всего мира… Такая же тайна звучала сейчас и здесь, в согласном движении пассажей гитары и аккордов струнных, в их перекличке - а не споре, беседе - а не дуэли… Они говорили об одном и том же, они, словно дамы на старинных портретах, спокойно, не спеша беседовали со своими кавалерами… Удивительно! Это была та самая настоящая тайна, которая будоражит умы слушателей до сих пор, и, наверное, не перестанет это делать еще долго-долго… Те же самые ноты, которые используются и сейчас, в музыке, которая окружает нас, в музыке века уже XXI-го… Но, - какая разница!... Вспомнилось то, что «творится» - в буквальном и переносном смыслах слова, - на эстраде? По себе знаю, - долго не выдержишь, захочешь отдохнуть... Да и музыка ли это? Скорее уже – ритм… Может, именно в этом и секрет? Может, увлекшись стремительными темпами жизни и точностью автоматов, всецело окружающих нашу жизнь, - мы забыли, что такое музыка, заменив ее ритмом, темпом, скоростью… Мы забыли, что существует еще и Гармония – та самая, которая поражает нас в произведениях искусства старинных мастеров, будь то – картина, скульптура или музыка… Та самая, которая заставляет нас восхищенно замолкать, когда мы видим, чувствуем или слушаем ее… И которую мы прячем от нас самих же – в музеях. Зачем прячем? Чего боимся? Может, когда мы прикасаемся к их творчеству, где-то в нашем сознании мелькает сожаление об утраченном чувстве гармонии, которым в совершенстве владели древние мастера?... По сравнению с которыми мы просто не в состоянии создавать, - а только разрушать… И куда же мы придем, в таком случае?... Почему-то так подумалось мне, и, словно сочувствуя моим грустным мыслям, зазвучала нежная минорная вторая часть концерта. Гитара пела сама, отзываясь на мое настроение, послушная пальцам Мастера своего дела… Не в этом ли была его цель, когда он брал ее в руки, - напомнить людям о Гармонии, о том, чего они так тщетно ищут в своей жизни и не находят, потому что не знают, где искать?... Может, стоит просто вернуться к истокам?... Но, когда зазвучала третья часть концерта, легкая, ажурная, - разговор пассажей гитары и нежных голосов оркестра, - мое настроение переменилось. Музыка словно говорила мне – не отчаивайся!... Есть надежда, всегда есть надежда на лучшее, и оно обязательно придет… Через века говорили струны, и мне слышалось в их разговоре обращение к нам… Как это произошло?... В этом – секрет, которому не подвластно время. Секрет двух виртуозов, Мастеров своего дела – итальянца Мауро Джулиани, жившего в далеком XVIII веке, и англичанина Джона Вильямса, нашего современника … Я благодарна вам, Маэстро. За то, что мне пришлось вспомнить – или пережить, быть может, это одно и то же?... За то, что довелось услышать игру, музыку, которая вернула Гармонию в душу. Я переписала этот концерт для себя и большим удовольствием слушаю его. Очень надеюсь, что я все же смогла понять правильно. Но смогут ли это сделать те, кто живут рядом, мои современники? Или нашествие сумасшедших ритмов заполонит их уши до полнейшего автоматизма?... Об этом иногда думалось мне, и я не видела ответа. И все же… Однажды в гости к нам пришла девочка-подросток. К слову в начатом разговоре о музыке, я поставила для нее именно этот концерт. Просто так, не ожидая услышать ничего доброго… Девочка слушала внимательно. И вот что сказала: «Я не очень люблю классическую музыку, - но этот концерт мне понравился…» Пожалуй, на этом и поставлю точку в своем рассказе… |
|