Музыкальное Слово о Замечательном Человеке

 

Graham Wade

У.Мачнева
 

…С чего начинаются впечатления? Трудно ответить на этот вопрос сразу… Мои впечатления начались в Венгрии, в городе Эстергом, в 2003 году… Там, в этом городе, каждый год проходит знаменитый фестиваль гитарной музыки имени Ласло Шендри-Карпера.

Давно ставший одной из столиц гитарных фестивалей, каждый раз дарит он какое-то уникальное, неповторимое впечатление, усиленное, наверное, как самим прекрасным городом на высоких холмах, так и концертами замечательных людей, мастеров своего дела, которые дарят слушателям свое неповторимое искусство…А так же, наверное, от того, что вокруг – прекрасные летние дни (и этим очень многое сказано, не правда ли?…)

От неизведанного всегда ожидаешь чего-то нового, надеясь на то, что это будет приятно, интересно и полезно… Не смотря на то, что я уже была на этом фестивале (и даже, участвуя в проходившем под его эгидой конкурсе, смогла приобрести достойное звание лауреата), все равно, приезжая сюда, я каждый раз ждала… чуда. Просто потому, что таков он – этот город – Эстергом. Просто потому, что таков он – этот фестиваль. Особенный…

И чудо свершилось!

Им – чудом, - было знакомство с одним из самых интереснейших людей в моей музыкально-гитарной жизни.

До того незнакомое мне имя англичанина, профессора Грэма Вэйда, лекция которого была в программе фестиваля, принесла самые яркие впечатления. Сколько раз потом вспоминалась именно эта атмосфера, именно эта лекция, когда я рассказывала о своих впечатлениях!

В программе была указана тема лекции: Хоакин Родриго – его жизнь, неразрывно связанная с музыкой, и создание гениальных произведений, о которых знает сегодня весь мир. Интереснейшая тема для гитариста, в первую очередь, и для любого человека, который неравнодушен к музыке…

Равнодушных в этом зале и не оказалось! С самого начала покорил Грэм Вэйд своих слушателей тем, что не только, как профессор в студенческой среде, прочитал свою лекцию, но и принес с собой целую стопку компакт-дисков с записями произведений Родриго в исполнении различных гитаристов, как иллюстрации к своему рассказу.

Как красиво, как эмоционально, правдиво и интересно, звучал рассказ маэстро Вэйда о судьбе Родриго! Как плавно и в самый нужный момент, вплетались в историю жизни замечательного композитора, звучание его бессмертных произведений! И как интересно – совсем по новому! – было узнать о некоторых фактах истории создания тех произведений, которые давно стали «классикой» в репертуаре современного исполнителя –гитариста…

Сильным, действительно потрясающим открытием для меня было узнать то, что «Аранхуэсский концерт», тот самый концерт, который многие слышали, наверное, хоть раз в жизни, был написан Родриго в момент наибольшего напряжения души в связи со смертью его ребенка и тяжелым состоянием жены!…

Зал так же потрясенно молчал, как и я, впечатленный рассказом Грэма. Зато какими аплодисментами разразился зал, когда этот необыкновенный лектор закончил говорить!… Тут было все – и впечатление, и благодарность, и какое-то просветление, которое подарил Грэм – от всей своей души…

Мы познакомились. Я была увлечена широтой кругозора, неподдельным интересом ко всему происходящему, - таким был маэстро Вэйд в жизни…Его интересовало все: не только музыка, гитара, но и все, что он видел вокруг, новые впечатления от Эстергома… Не смотря на то, что сам он часто ездит с лекциями по всему миру (не преувеличиваю – Грэм читал лекции и в Европе, и в Америке, и у себя дома, в Англии), было так приятно видеть, с каким удовольствием он исследовал город – в свободное от концертов время… В его компании мы поднимались на самый верх знаменитой Эстергомской базилики, которая стоит на горе, окруженная волнами Дуная, и считается одной из самых больших базилик в Европе…

И даже там, на высоте, откуда открывался потрясающий вид на черепично-красные крыши старинного города, и воды прекрасного голубого Дуная, - каким он и был!, - даже там мы с удовольствием беседовали на тему музыки. Казалось, что этот человек знает все, - и в то же время, он сам с удовольствием беседовал со мной, расспрашивал обо всем… Мы с мамой спели в дуэте несколько украинских народных песен, по его просьбе. (Интересно было заметить, что даже туристы, проходящие по узенькому огражденному пространству крыши базилики, остановились, не спеша, с улыбкой прослушав нас…)

Я всегда очень уважительно относилась к тем людям, которые, даже достигнув определенного уровня мастерства в своем деле, не останавливаются на этом, а стремятся узнать что-то новое, идти вперед, самосовершенствоваться… и по возможности, передавать свои знания тем, кому это будет нужно!

Таким оказался и маэстро Вэйд. Преподаватель классической гитары в Университете Лидса и Йорка, он рассказал мне о том, сколько интересных моментов включает в себя работа со студентами. Мне, - ведь я сама преподаватель, - было так увлекательно послушать (и тихонечко многому поучиться!…)

Еще одно открытие, касающееся Грэма, просто ошеломило меня.

Однажды мне довелось попасть в анналы американского издательства «Мэл Бай»: в сборник «Экзотическая Гитара» (1998), вошло мое оригинальное произведение для гитары соло «Украинская фантазия», которая была записана на компакт-диск автором этого сборника, профессором Београдской консерватории, моим другом Урошем Дойчиновичем.

Я знаю, какую громадную работу нужно проделать музыкальному редактору, и какими глубокими знаниями в своей области должен обладать человек, который занимается этим.

Каким же сильным впечатлением было узнать, что Грэм является главным редактором «Мэл Бай»! Он ведет в этом издательстве серию «Все о музыке». И как приятно, что он помнил об этом сборнике и знал мое произведение! Так получилось, что познакомились мы еще до нашей встречи в Эстергоме. Зато теперь я в полной мере смогла оценить прекрасные качества души, а так же просто потрясающий профессионализм Грэма Вэйда…

Однажды, сидя на берегу Дуная, он рассказал о своих книгах… Эта тема могла бы быть отдельной статьей… Грэм Вэйд создал около 22 (!) книг – о музыке, о гитаре, о произведениях…

Когда я просмотрела некоторые из них, подаренные мне автором, я была в полнейшем восторге. Написаные ясным, понятным языком, прекрасно иллюстрированные – фотографии, картины, схемы, рисунки, ссылки на оригинал в тех моментах, когда тема касалась чего-то еще, кроме предмета разговора, - в книге было все, что нужно для полного, всестороннего восприятия. Помню, в тот момент я подумала, что по такой прекрасной книге можно учиться…

Много раз перед этим я попадала в ситуацию, когда приходилось объяснять музыкальные понятия или что-то другое, что требовало пояснений для человека, не занимающегося музыкой, но относящимся с большим интересом к ней… Или для школьника, чтобы он не просто делал так, как сказал учитель, а еще и немного понимал, что он делает, зачем, и почему именно так, а не иначе (сама много раз, преподая в школе, сталкивалась с подобными ситуациями!).

Все его книги написаны по-разному, с учетом направленности, с учетом уровня читающего эти книги. Например, “A Concise Guide to understand Music”- книга, по словам автора, для тех, кто хотел бы глубже понять музыку, как одно их главнейших проявлений человеческой культуры.

Начиная с самых простых вещей, автор проводит читателя через всю историю музыки, а так же самого процесса ее создания… Грэм проводит читателя через века, словно рассказывая ребенку сказку, - легко, понятно и светло. И, когда я перевернула последнюю страницу, почувствовала себя так же, как будто снова услышала старую, с детства знакомую, но самую-самую любимую сказку…

Еще более ценной для меня, в плане информации, оказалась книга “ A Concise History of the Classical Guitar”. У меня просто не было слов от обилия нахлынувших впечатлений, когда я прочитала ее.

Неоценимая информация об истории любимого инструмента, начиная с XVI века и до начала ХХ, данные по истории, творчеству композиторов, писавших для гитары, событиях гитарной жизни на протяжении истории, а так же знаменитых исполнителей, дополненная иллюстрациями и пояснениями, где это необходимо, эта книга, по моему мнению, просто обязана лежать на рабочем столе каждого гитариста, как самая нужная энциклопедия…

Сколько интересных статей и книг было написано Грэмом о жизни интересных композиторов и исполнителей!

Многое привлекало его в творчестве Родриго, которому он посвятил несколько книг. «Distant Sarabande, - The Solo Guitar Music of Joaquin Rodrigo”, посвящена разбору и анализу самых известных сольных произведений Родриго для гитары. Насколько же интересно было мне, как исполнителю, прочитать о некоторых из них, которые мне знакомы и остаются в моем репертуаре, и… взглянуть на них в совершенно новом свете! Каждую из них разобрал автор – по времени сочинения, идее, по строению формы, по содержанию (а соответственно – по исполнению!).

(Немного отступая, вспомню, что на своей лекции в Эстергоме, Грэм раздал всем слушателям полный список произведений Родриго, взглянув в который, я поразилась, насколько же еще мало мы знаем о творчестве этого уникального композитора!)

“Joaquin Rodrigo – Consierto de Aranjuez” - это подробнейший, в самых различных аспектах, разбор бессмертного произведения Родриго, - для того, чтобы гитарист, взявший на себя честь исполнять Концерт, мог разобраться во всей внутренней структуре произведения, а не только отдельно взятой партии гитары…

(Это как раз то, чего, по моему мнению, часто не хватает исполнителям, особенно молодым, - многие «хватаются» разбирать ноты текста, не вникнув во внутренний смысл, содержание, суть самой музыки… а соответственно страдает исполнение.

Я считаю, подобные разборы очень нужны и в самом начале процесса работы над произведением, - будь то миниатюра, или серьезная крупная форма, - и в целом, когда полный план исполнения уже готов в голове и руках гитариста. И в этом смысле маэстро Вэйд сделал для нас, молодых гитаристов-исполнителей, неоценимый подарок. Теперь бы только постараться это оценить…)

То же можно сказать и о книге “Segovia - a celebration of the man and his music”. Кажется, что еще нового можно сказать об Андресе Сеговии?.. Со свойственным автору стилю, Грэм Вэйд делает это так же интересно, как и в других книгах… Может, потому что ему есть что сказать – ведь он сам был учеником Сеговии (!!)

Особенностью каждой его книги является наличие обзора литературы, выступлений (программ) и дискографии данных произведений, - что само по себе ценно. Ведь для тех, кто желал бы усовершенствовать свое мастерство, прослушивая записи Мастеров и обучаясь у них, указания на то, где и что надо слушать, чтобы разобраться, особенно важны!

Сейчас Грэм, работая одновременно в двух высших учебных заведениях Англии, много времени уделяет поездкам по Европе, читая лекции. Он делится своими впечатлениями и открытиями, и одновременно с поездками готовит к выпуску большую книгу о жизни Хоакина Родриго.

Мне он рассказал, как готовился к работе над книгой. Для этого несколько лет жил в Испании, на родине Родриго, ездил по местам, где он проживал, и по капле собирал истинные сведения о том, как проходила жизнь музыканта. Сколько интересных – приятных и иногда - не очень приятных, моментов, - было связано с этим кропотливым исследованием! Сколько нового узнал он об Испании, ее жителях, семье Родриго…Впечатления переполняли его, и все это он, как настоящий учитель, захотел передать для нас…

Грэм предполагает большую по объему книгу (скажу по секрету, эта книга будет объемом около 520 страниц(!!). Мало того: сказав мне о том, что рад, что работа над этой книгой подходит к концу, он тут же признался, что хочет писать еще одну книгу!…)

... Очень надеюсь, что скоро в руках гитаристов очутится еще одно замечательное произведение, еще одна замечательная книга-учебник, книга-друг, написанная с такой любовью и добром ко всем нам, Гитаристам…

От всей души хочется пожелать удачи, терпения и сил этому замечательному человеку – Грэму Вэйду.

Знаете, я благодарю Бога, что судьба познакомила нас, - в мире музыки, в мире звучания струн нашего любимого инструмента. Мы продолжаем общаться – по интернету, обсуждая музыкальные вопросы, (например, новые записи на компакт-дисках, достоинства и недостатки исполнения каждого из гитаристов, - это очень интересная тема, как Вы понимаете!),- и каждый раз меня не покидает понимание того, насколько уникален этот интересный человек.

Меня так вдохновляет общение с ним, что нередко после этого, рождается стихи или музыка... Так возникло несколько миниатюр, которые я с удовольствием посвятила моему другу.

Очень бы хотелось, чтобы как можно больше Гитаристов, любящих все, что связано с избранным ими уникальным инструментом, прошедшим через века рядом с человеком, - были в чем-то похожими на англичанина, неутомимого исследователя и человека прекрасной души, - каким и предстал передо мной мой замечательный друг, маэстро Грэм Вэйд…

Ульяна Мачнева

 

Ульяна Мачнева

г. Харьков (Украина)

Возврат к оглавлению...
Hosted by uCoz