Новый мир для Маленького Исполнителя, или
|
У.Мачнева
|
|
В музыкальную школу детей, чаще всего, приводят по настоянию родителей. Очень распространен вариант, что мама или папа сами всю жизнь хотели играть на выбранном ими инструменте, и очень надеялись, что если по каким-то причинам не получилось у них, получится у ребенка.
Становление будущего прекрасного музыканта происходит именно здесь, в школе. Успех отчасти зависит и от правильной организации занятий: в школе, под руководством педагога, и дома, - что немаловажно, - с помощью родителей или воспитателей самого ребенка.
Любой педагог, несущий семена своих знаний на почву детского восприятия, надеется, что со временем семена эти прорастут, принеся прекрасные цветы, - плоды усилий самого педагога, и его ученика. И самой лучшей наградой для преподавателя, всегда будет успех его воспитанника, - будь то академический концерт или выступление на широкой публике.
Есть множество методик, множество книг по психологии, педагогике и всего, что касается непосредственно учебного процесса. Все книги, конечно, перечитать практически невозможно (если не задаваться такой целью), - но в целом, когда идет работа с учащимися или студентами, преподаватель, несомненно, обязан знать правила построения занятий как таковые.
На плечах учителей музыкальных школ лежит большая ответственность - открыть ребенку огромный мир музыки, прекрасный, яркий и сложный одновременно, помочь ему не запутаться в нем, и… полюбить его. Также, если возможно, научить его не бояться выступлений на сцене, перед аудиторией - не бояться, а с удовольствием играть для тех, кто пришел его послушать. Однако, при этом, следует научить его, не заразиться опасной и неприятной для него самого в первую очередь, "звездной болезнью", загордившись собственными результатами. Как же научить ребенка всему этому? Вопрос довольно сложный, но очень интересный. Попробую исходить из собственной практики занятий и наблюдений на уроках.
Вот шести - семилетние ребята вошли в класс гитары. За ними следуют заинтересованные происходящим родители - посмотреть, что же будет дальше, как пройдет знакомство ребенка с новым для него миром нового инструмента. А так же - какой преподаватель, что он собой представляет, и чему может научиться у него любимый ребенок. В наличие - инструмент, чаще всего, школьная гитара. Дети с предвкушением чего-то нового и пока интересного для них, пробуют перебирать струны, трогают лады, пытаются сразу же сыграть что-то перебором, как те, кто играют на гитаре у них во дворе...
Это хорошо, даже если ребенок взял ее в руки далеко не так, как надо. В это же время можно (и нужно!) пообщаться с родителями, расспросить их, узнать, почему решили отдать ребенка в музыкальную школу, на обучение гитарой в частности, а так же - есть ли у них инструмент для домашних занятий, какого качества, с каким струнами; и помогают ли ему родители при выполнении домашних заданий. Вот основные параметры, которые важны для меня при первом знакомстве. А что же дальше?
А дальше педагог должен познакомить поближе двух будущих друзей - Маленького Исполнителя и Гитару, чтобы потом, в течение долгого времени, они смогли образовать прекрасную пару. Показ возможностей инструмента, раскрытие всей красы ее звучания - от нежнейших флажолетов, от красоты тремоло, от мягких переборов струн до бурного, современного, яркого исполнения пьесы в быстром темпе… Любой педагог, открывая мир Госпожи Гитары, должен иметь в запасе хотя бы несколько таких произведений. И, хотя учащемуся обязательно захочется заиграть так же красиво и быстро, как это только что сделали вы, нужно рассказать ему, что путь к дружбе с гитарой не быстр и не легок. Так же, как настоящая дружба, он проявляется только через трудолюбие, терпение и желание понять и научиться.
И, конечно же, отвечая на правомерный вопрос ученика, сказать, что такое возможно и для него, если он будет прилежным в своем пути. Потом будет многое - взаимное общение, терпеливые объяснения учителя и пробы сыграть самому. Сколько раз я слышала из их уст: "Я сама, не надо мне помогать!"… Это трогательно, наивно, но приятно, потому что, если у маленького исполнителя получается сделать так, как было нужно, - сделать самому то, что хотел от него педагог (особенно если учитель искренне рад его маленькому успеху и хвалит его за это), то этот успех закрепляется надолго, и, запоминаясь, вызывает желание еще и еще раз сделать так, чтобы заслужить похвалу учителя.
Ребенок старается, но мастерство не всегда подчинено слабеньким еще пальчикам. Три необходимых слова в учительской работе могут повести общение и обучение игре, по правильному пути - пути проб, возможно, ошибок, но не разочарований. Три необходимых слова, помимо общих сведений по педагогике и построению обучения, неотрывно связаны с любым из уроков. Слова, которые, по моему мнению, педагог обязан п о м н и т ь на протяжении всей своей деятельности. (Если этот педагог хотел бы считать себя хорошим преподавателем).
Два из них я скажу сразу. Это - терпение и похвала. Похвала - это радость, великий стимул для дальнейшей работы. Это бочка меда, в которой, возможно, и есть капелька дегтя - то, что необходимо исправить, над чем еще необходимо поработать и учителю, и ученику. Терпение - это качество, которое не каждому дается с рождением. Но если ты стал на трудную (если не сказать - одну из самых трудных) дорогу - быть Учителем, то это необходимо жизненно, как воздух. Ведь не всегда дети делают правильно, слушают, хотят делать то, что надо делать на уроке. Иногда задают "глупые" вопросы… Да и сами учителя - тоже живые люди, и у них иногда бывает плохое настроение, плохое самочувствие, неприятности, от которых болит голова - в прямом и переносном смысле слова, а тут еще и непонятливые дети, иногда к тому же задающие совершенно "глупые" вопросы… Ты - Учитель. Ты - образец для подражания, а если повезет, еще и Любимый Учитель. И это всегда надо помнить, приходя к детям.
Не следует срываться на них. Считаю, это самая большая ошибка Учителя. Лучше просто попросить ребенка что-то сделать (например, проиграть пьесы, которые он уже выучил), а самому промолчать какое-то время, наблюдая за ним. Кстати, о вопросах. Детское восприятие мира вокруг совсем не такое, как его видит взрослый. Пусть дети задают вопросы - глупые, неумелые, не совсем точные, на которые так сложно подобрать нужные слова для правильного ответа… Я считаю, если ребенок задает на уроке вопросы о том, что его интересует, - это большая удача педагога: значит, он сумел заинтересовать маленького человека своим предметом… Постарайтесь ответить, пусть даже не так, как хотелось бы. Не получится, - попробуйте вместе с любознательным учеником. Чаще всего ответ найдется, и еще одна тайна будет открыта, а Ваш ученик в очередной раз скажет дома: "А мы сегодня с моей любимой учительницей узнали вот что…" И он будет рад, очень рад этому, а Вы получите еще каплю признательности к Вам и Вашему предмету… Про третье же слово я скажу чуть далее. (А может, Вы сами догадаетесь?…)
Некоторые методики рекомендуют начинать занятия с детьми еще с пятилетнего возраста. В этом есть свои плюсы и минусы. Достоинство работы с младшим возрастом - то, что дети хорошо воспринимают, потому что им интересно. Некоторой отрицательной чертой таких занятий является то, что внимание ребенка в этом возрасте не может долго удерживаться на одном, и соответственно занятия не могут быть продолжительными (т. е. не более 20 минут) В шести-семи летнем возрасте дети способны на более долгий срок сохранять внимание, а яркость восприятия остается той же. Этим можно воспользоваться при работе. Например, объясняя шестилетней девочке, что пальчики левой руки на первой струне не должны "лежать", а стоять ровненько, я назвала неправильное положение "пьяными пальчиками", которые лежат на дороге, и это очень некрасиво. С тех пор этот термин остался в применении, и позже мне не нужно было уже многословно объяснять, как нужно исправить положение пальцев, если она их неправильно ставила.
Также я считаю необходимым сразу же, начиная работу с детьми в классе гитары, объяснить им, что такое "хороший звук", и чем он отличается от трескучего или глухого. Для этого я тоже привела сравнение, рассказав, что гитара, с помощью ее хозяина, может петь, если пальчик ей в этом помогает, если стоит так, что звук получается легким, звонким и длинным. Можно объяснить на сравнениях, где звук красивый, а где глухой, незвучащий, и показать, какую роль в этом играют пальчики. Надо обратить внимание ребенка на то, как он ставит пальцы, какой получается звук и научить его сразу же слушать собственные ноты. Если этого не сделать, например, увлекшись исправлениями текстовых ошибок, то ребенок может привыкнуть к тому, что нота, взятая им на грифе, но не прозвучавшая мелодически (нечетко прижатая к грифу, плохо поставленная и т. д.), так и должна звучать, и в дальнейшем не станет исправлять звуковые недостатки. Это должно привиться педагогом с самого начала, с первых занятий с инструментом.
Работа, необходимая для достижения хорошего звука, происходит с помощью обеих рук, и иногда хорошо применить раздельную работу, - т. е. если есть недостатки в правой руке, в звукоизвлечении, то поработать без текста, просто на открытых струнах, чтобы была возможность ребенку самому, не отвлекаясь, проследить то, что он делает. Немаловажным в школьной работе является и качество самого инструмента. Есть несколько параметров, которые ОБЯЗАНЫ быть примененными к гитаре, на которой играет ученик. Это должна быть гитара не с железными струнами (для которой характерно более тяжелое натяжение струн и другое звукоизвлечение, неподходящее для школьной, профессиональной работы), и этот инструмент должен подходить ребенку по внешним параметрам. Хотя детям лестно "побренчать" на гитаре большого размера, для качественных занятий она не подойдет: это будет борьба ребенка с большим для него инструментом, а не работа над музыкой. (Другое дело, иметь такую гитару "на вырост", когда ученик подрастет и сможет за нее взяться).
…И вот все ближе подходит ответственный момент - выступление. Сцена, люди,
взгляды, направленные на тебя, тишина… Результат: страшно перепуганный ребенок,
руки дрожат, пальцы плохо слушаются, слух отмечает каждое движение, каждый шорох
в зале, где сидит строгая комиссия или слушатели…. И - оценка на балл или даже
два, ниже той, на которую рассчитывали, занимаясь в классе. Пусть даже правомерно
рассчитывали… Знакомая ситуация?…
И в этой ситуации все - в руках Педагога. В опытных, ласковых, строгих и справедливых. Иначе исчезает само понятие этого слова, его изначальная сущность. Педагог - тот, кто учит детей ходить… Научить его "ходить" - не самая простая задача. Но вполне выполнимая. Пока ребенок еще мал, он не боится выступать. Наоборот, сыграть маленький концерт для мамы с бабушкой или соседей, - для него приятно, потому что такой концерт никогда не получится плохим. (Правда, здесь существует другая опасность, о которой я упомяну далее). Постарайтесь развить это. Попросите его сыграть для других учеников класса. Пригласите педагогов - соседей, - пусть они посидят, послушают.
Но при этом обстановка должна быть почти сценическая. Пусть маленький исполнитель почувствует себя так, как будто он выступает в большом зале, среди множества незнакомых зрителей. Научите его сценическому поведению (но не превращая его в театральное выступление!…) Это поможет ему быть готовым к вниманию со стороны, а так же с большего расстояния (в отличие от обычных уроков, где практически всегда учитель находится очень близко от ученика). Таким образом, учащийся будет подготовлен к неожиданностям сценических моментов. Что же до другой стороны этой медали (я говорю о тех концертах, которые исполняются "для мамы"), то это тоже сложный вопрос. С одной стороны, ребенку это действительно нужно. С другой стороны, для мамы, бабушки или дяди Васи, присутствующим на таком концерте, результат всегда будет положительный, вызовет гордость и обязательные захваливания. Именно эти "захваливания" и представляют собой опасность. Ребенок привыкнет, что дома он все и всегда делает хорошо. Но когда придет на урок и учитель попробует исправлять что-то, - например, недостатки посадки, (которая дома может быть довольно свободной формы, если за этим, помогая и ученику, и учителю, не следят родители), то такие слова покажутся ему несправедливыми придирками со стороны учителя. В результате - капризы, обиды и неприязнь на всю жизнь при одном только упоминании слова "занятия музыкой"…
В этом и заключается обязанность родителей. Пусть они не пожалеют времени сходить в школу, поговорить с учителем, посидеть на занятиях. Таким образом, они будут знать то, за чем действительно нужно следить, чтобы помочь ребенку в освоении игры. Знать самим, а не со слов неопытных еще юных гитаристов, знать хотя бы самое основное, что необходимо для будущего музыканта (каким, конечно, они и мечтают его видеть). Конечно, прекрасный вариант, когда кто-то из родителей - сам педагог. Тогда можно быть спокойным за домашнее развитие ребенка: в помощь занятиям в школе придет незаметная со стороны, но нужная поддержка "домашнего" педагога.
Есть еще один фактор, немаловажный, по моему мнению, - это работа в классе.
Кроме традиционного построения урока, как-то: проверка домашнего задания,
изучение нового и закрепление материала, я считаю необходимым немного
расширить рамки внутренней работы на уроке. Вместе с работой над технической
стороной музыкального произведения, ребенок должен знать о его характере,
знать, каким образом нужно выявить этот характер, с помощью каких средств.
Пусть учитель попробует расширить рамки представления об этом произведении,
подключив к изучению самого ученика. Пусть сам маленький музыкант попробует
сказать, что означает название произведения, какой образ придает оно пьесе,
(а если получится - то и что означает сам этот образ: например, какими
характерными чертами обладает жанр, если он указан в названии), а так
же - каким образом можно сделать эту пьесу выразительней, понятней слушателю.
Потом, когда пальчики ученика будут более знакомы с текстом, можно рассказать,
как сделать пьесу интересней с помощью штрихов и динамики.
Так же немаловажен момент воспитания восприятия своей игры как бы "со стороны". Попробуйте научить ребенка слышать, как он сам играет, обратить внимание на особенности своего звукоизвлечения. Иногда я показываю, на что похож его звук, с помощью интонационной имитации его игры голосом, а потом, для сравнения, даю правильный вариант.
Из практики наблюдений за выступавшими на сцене детьми я сделала вывод о том, что внешняя сторона, "оформление" самого выступления, так же играют большую роль в его восприятии. Дети иногда, еще не успев как следует сесть на стул, не успев поправить одежду и правильно поставить руки, спешат начать играть. Кроме того, что это смотрится не очень эстетично, еще приносит не совсем положительное впечатление о самой игре, так как внимание слушателя не успевает воспринять первые, скомканные вследствие спешки, такты. Я считаю, что будущему музыканту обязательно нужно рассказать, как нужно выйти, поклониться, сесть и начать игру, пусть в его исполнении, в начале обучения, это будет смотреться несколько неумело. Кроме этого, эти мгновения могут помочь ему самому, - их может вполне хватить, чтобы маленький гитарист успел немного успокоиться перед исполнением (потому что, несомненно, волнение будет присутствовать при каждом выступлении, - будь то академический концерт или просто проигрывание программы "начистую").
Многие факторы определяют дальнейшую судьбу музыканта, и от них так сильно
зависит, станет ли ребенок им, на радость родителям и учителям. Подрастая, меняется
маленький человек, постепенно становясь взрослее, и меняется его внутренний
мир. Научите ли Вы его доверять себе… Вот оно - то самое третье слово-понятие. Первый учитель станет или лучшим другом, или… скажем, просто человеком, встретившимся
на пути жизни. Не открою никакой Америки, еще раз напомнив о том, что наибольшая радость для учителя - успех его ученика.
Любите и несите свой свет в мир маленьких интересных людей, дорогие Учителя!… |
|