Эстергом 2001

 
У.Мачнева
 

Эстергом… Странное, похожее на звук струн, название. Еще когда я была студенткой музыкального училища, я услышала об этом городе в Венгрии. Там собираются гитаристы со всего мира, чтобы играть, слушать и соревноваться на конкурсе очень высокого уровня.

 

И вот я в Эстергоме впервые. Мне хотелось послушать тех, кто приехал на фестиваль. Но, к моему великому сожалению, я опоздала ровно на 1 день. Из-за неправильной информации я приехала на следующий день после его закрытия… Ну что ж, ничего не изменишь!


Побродила по городу. Очаровательный маленький город с красными черепичными крышами и самой высокой в Европе базиликой.

Такой была моя первая встреча с Эстергомом. Это было в 1997 году.


Было желание все же посетить следующий фестиваль ( они проходят каждые 2 года ), но, в связи с международной обстановкой в 1999 году, он был отменен.

 

И вот я, наконец, в Эстергоме! Хочется знать, такой ли он все еще, каким я запомнила его?.. Но сейчас мне не до этого: надо зарегистрироваться и заниматься. 3 дня в дороге без занятий-это серьезно.

 

Отыграли 1 тур… С нетерпением ждем результатов, выбегая к доске объявлений каждые 5минут…Совсем не плохо! Я в отрыве от лидера на 0,05 балла. Совсем неплохо! Результат вдохновляет; но тут же появилась огорчительная мысль: мой замечательный друг и отличный гитарист Борис Бельский, с которым мы прошли бок о бок не 1 конкурс,-- в середине списка. Я ему искренне сочувствую, но конкурс есть конкурс .

 

Пора готовиться ко 2 туру. Напряжение нарастает. Стараешься отключиться от всего, что есть вокруг: от игры за чужими дверями, которая, кстати, весьма неплоха ( еще бы: среди участников-сильнейшие музыканты из Германии, Португалии, Чили, Австрии, Аргентины, Польши и других стран) Правда, говорят, что за дверью всегда слышится лучше. Утешаюсь этим.


Хочется побродить по знакомому-незнакомому городу, вспомнить его. Но знаю, что этот тур очень ответственный.

Не находя себе места, все ожидают скрипа принтера, который печатает списки. Нарастает волна некоторого отчуждения. Каждый переживает. Общение сводится к светской вежливости.


Есть!.. Конечно, первая мысль о себе. Стабильно удерживаю 2 место. Лидер-студент из Вены Луис Кампос Йепес ( старый знакомый по конкурсу в г. Тыхы, Польша). Отрыв-0,17 балла-пока нормально. А что Борис? Он поднялся вверх на несколько пунктов.

 

Накал страстей достиг апогея. ''Счастливые'' ''слетевшие'' --кто облегченно, кто расстроенно, бродят по городу, наслаждаясь пейзажами. Все вместе мы встречаемся на чудесных вечерних концертах.

Апогей! 3 тур-- предельная собранность и предельное напряжение. Аппетит не пропал, но руки трясутся. Такого напряженного конкурса у меня еще не было.


Полчаса музыки… Отыграла!!! Небывалое облегчение… и свобода!! Болельщики пристают с вопросами: что же я чувствую? Как я себя чувствую? И всем я отвечаю: ''Free-e-e!'' Это настроение даже почувствовали те, кто ''болел'' за меня в Харькове, как потом оказалось!

 

На 3 туре '' лажали'' все-кто больше, кто меньше. Результаты были неожиданными. Луис оказался на 3 месте, разделив его с моим другом Борисом. Я была рада за Бориса-он действительно достоен призового места. Зато Луису вручили хорошую гитару как приз.

На 2 месте-я и поляк, хорошо знакомый мне по встречам на конкурсах, Петр Бобер.
1 место жюри решило не присуждать никому. (Всем надо было меньше ''лажать''! Но лично у меня это было от сильнейшего напряжения. )

 

Ура! Наслаждаюсь жизнью!
Но!.. С утра и после обеда-великолепные мастер-классы ( послушайте, какие имена: М. Мисливичек, Филипп Вилла, Сергей Корденко, Ичиро Сузуки, Петр Залесски, Аниэлло Дезидерио!..) Раньше я встречала их имена в серьезных гитарных журналах. Единственное, что меня огорчило, --это невозможность посетить всех, т.к. все мастер-классы проходили в одно и то же время, в 1 день, а хотелось бы послушать всех…

 

А вечером-опять концерт. К огромному удовольствию увидеть воочию и услышать великих мира сего гитарного, теперь добавляются маленькие приятные удовольствия: полакомиться мороженым в уютном кафе под платанами, которое запомнилось мне еще в мой 1 визит, побросать камушки в быстрые воды Дуная… Желтые, красные, белые…Разноцветные. Я не встречала таких в других местах. Борис и я собрали целую коллекцию дунайских камешков…

 

Гордость Эстергома-знаменитая базилика. По желанию, можно подняться на купол, откуда виден весь город, старая крепость, изгиб Дуная и Словакия на другом берегу. Но, чтобы полюбоваться всей этой красотой, нам нужно было преодолеть 500 крутых ступенек винтовой лестницы. Голова кружится, захватывает дух! На такой высоте в маленьких окошках базилики гнездятся птицы, и туристы подкармливают их сладкими булочками.
А что за чудо -- вечерние концерты! 10 дней подряд мы слушали выступления величайших мастеров гитары, и не только гитары.

 

Открыл концерт чудесный ансамбль ''La Volta Egypte'',который сильно впечатлил меня суперпрофессиональным отношением к музыке, не смотря на юный возраст его исполнителей. Каждый из участников этого ансамбля в совершенстве владеет различными видами инструментов. Репертуар ''La Volta'' охватил разные жанры, стили исполнения и эпохи. Браво, ''La Volta''!


Омар Башир (Ирак) , который показал слушателям целый мир настоящей лютни Востока, в буквальном смысле слова заворожил меня. Я словно воочию увидела жаркий и совершенно особенный мир, древний, как сам инструмент.

Пако Пенья… Яркие краски страстной Испании. Настоящее фламенко…--и этим все сказано. Большой концертный зал не вместил всех желающих, люди сидели на полу в проходах, и вокруг сцены.
Молодые венгерские исполнители Антал Пустай и Андраш Саки впечатлили уникальностью своего стиля. В их программе прекрасно сочеталась классика и современность. Антал, к тому же, еще и сочиняет великолепные произведения в стиле джаз.

 

О дуэте братьев Катона я читала в английском журнале ''Classical Guitar'' ( № 9, май 1999 г.) Их выступление поразило меня отличной сыгранностью и сложностью исполняемых произведений. Например, Россини-Джулиани, '' Элизабет-увертюра''. А только одно ''Le Grand Tango'' А. Пиаццоллы звучало около 10 минут!

Очень приятно в этом сияющем созвездии слышать ''СНГ-овских'' '' звездочек'' : Оксану Шеляженко и Сергея Урюпина, которые достойно представили нашу гитарную школу… Особенно рада была видеть на этой сцене мою замечательную подругу Оксану. С ней нас связывает долгая дружба и 5-тилетнее - бок-о-бок-- обучение в институте.

К сожалению, не смог приехать Ян Скрыган, которого мы, русскоговорящие, очень ждали. Мои встречи с ним происходили в разных странах, -- на фестивалях и конкурсах.


А сколько можно рассказать о ''мэтрах''!

 

Имя Вольфганга Лендле уже давно стало историей гитарного исполнительства. Педагог, концертирующий исполнитель и… интересный композитор. Мне очень понравились его собственные сочинения ''Etudes Obscures'' .Каждый из них выдержан в стиле различных композиторов, и в то же время индивидуален до уникальности. Удивительный человек-маэстро Лендле. Я была очень рада с ним познакомиться.

 

Аниэлло Дезидерио… Я знала о нем по редким записям на кассетах. Но услышанная в его исполнении сюита К. Доменикони '' Койюнбаба'' тронула меня до слез. По моему мнению, это было лучшее исполнение этой сюиты из всех мною слышанных, и, очевидно, самое близкое замыслу автора…


Филипп Вилла… Его имя было незнакомо. Тем приятнее мне было открыть в его исполнении на настоящей романтической гитаре 18 века настоящую романтическую музыку. Его игру вполне можно сравнить с дуновением ветра: так же легко и виртуозно!

 

Не смотря на усталость от обилия впечатлений ( хотелось бы растянуть это удовольствие на долгое время, и наслаждаться всем постепенно, а не ''ударной дозой''), исполнение Павлом Штайдлом собственного произведения ''A ty taky jdi do Ithaky'' ( а ты все же возвращайся на Итаку) запомнилось очень многим слушателям. Меня эта пьеса сильно впечатлила. Т.к. я сама-- композитор, я могу понять, сколько труда и собственных душевных сил вкладывает автор, чтобы замысел донести до слушателя… По-моему, эту пьесу смог так исполнить только автор,-- в любом другом исполнении она будет совсем другой…

 

Пока конкурсанты готовили себя к следующему туру, тут же, рядом, проходили репетиции оркестра гитар. Не знаю, что сложнее: выступать ли соло, или играть в оркестре, где ты-- единое целое со всем коллективом… Тут встретились люди разного возраста и опыта, иногда совсем не говорящие на 1 из общих языков. Но музыка, звучащая по взмаху искуссной дирижерской палочки, объединяла без слов и была понятна каждому.

Выступления оркестра мы слушали дважды. 1й раз -- в г. Kестхей (Keszthly) на озере Балатон. Это была прекрасная экскурсия в 1 из самых живописных мест Венгрии. За 1 день мы успели осмотреть старинный графский замок, искупаться в Балатоне, погулять по тенистому платановому парку, пробежаться по базарчику сувениров, пообедать в ресторане и послушать вечерний концерт, прошедший в костеле…

 

2ой раз оркестр звучал на закрытии фестиваля, в базилике Эстергома. Что за удивительная архитектура! Эхо здесь звучит в течение целых 8 секунд! Оркестр исполнял пьесу, которая была написана специально для этого фестиваля, для этого оркестра, для этой базилики с учетом ее акустических особенностей ( автор-И. Мадарас) Соло виолончели, аккорд оркестра и ответ базилики создавали никогда ранее не слышанное, и буквально ни с чем ни сравнимое звучание…


Но всякое явление имеет обратную сторону. Знаменитое эхо базилики создавало трудности в слушании классической музыки из-за обилия свободных обертонов…до такой степени, что трудно было воспринимать…

Приятно отметить, что эти концерты привлекли такое количество слушателей. У нас, к сожалению, не совсем так…
До чего же разнообразны жанры мирового гитарного исполнительства, и почти все они были представлены на чудесном эстергомском фестивале.


10 дней промелькнули, как один. Атмосфера фестиваля была настолько теплой и дружественной, что иногда я удивлялась: как нам удавалось общаться и понимать друг друга, если я не говорю по-немецки, а мой собеседник совсем не знает английского! Общим для всех нас был язык музыки, который понятен.

Возврат к оглавлению...
Hosted by uCoz